Владимир Фекленко. Интервью с актёром театра и кино


Елена Чапленко: Расскажите, пожалуйста, над какими проектами Вы работаете в настоящее время.

Владимир Фекленко: Не так давно я отснялся в четырёхсерийном проекте для канала ТВ-Центр. Фильм называется «Призраки Замоскворечья».

Елена Чапленко: На данный момент Вы имеете режиссёрский опыт работы?

Владимир Фекленко: Ранее, когда я снимался в сериале «Мухтар», я был режиссёром двух серий этого фильма. Это был очень интересный и полезный опыт. В настоящее время я учусь на высших курсах сценаристов и режиссёров, мастерская Хотиненко, Фенченко, Финна – легендарная мастерская, существующая уже более двадцати лет.

Елена Чапленко: Ваше отношение к работе режиссёра изменилось, после того как Вы попробовали себя в его роли?

Владимир Фекленко: Интерес и сложность заключаются в том, что ты сам организовываешь процесс киносъёмки с нуля – сам договариваешься с людьми, сам ищешь съёмочную площадку, выполняешь массу других задач. И когда ты уже видишь результат этой работы на экране, то ценность того, что ты сделал начинает расти. Некоторые вещи, которые раньше мне казались не стоящими внимания, я теперь замечаю и понимаю их значимость для картины. Могу сказать, что труд кинематографиста стал для меня более ощутим, понятен и взвешен.

Елена Чапленко: Какую кинематографическую работу Вы бы назвали своей «визитной карточкой»?

Владимир Фекленко: Конечно, больше всего меня ассоциируют с сериалом «Глухарь», с ролью Коли Тарасова. Эта роль принесла мне наибольшую известность. «Глухарь» –достаточно масштабный проект, представленный различными жанрами – в нём присутствуют и комедийные, и драматические, и многие другие моменты. Эту роль я бы назвал своей «визитной карточкой», думаю, что она является самой удачной моей работой. 

Елена Чапленко: Какому актёрскому типажу, на Ваш взгляд, Вы соответствуете в большей степени?

Владимир Фекленко: Это довольно условные понятия, которые индустрия театра и кино накладывает на актёра. Мне в этом смысле повезло, я играю абсолютно разные роли! Я начинал с исключительно положительных героев, лирических, социально обусловленных, правильных и честных. А потом у меня была целая россыпь героев, которые, по сюжету, оборачиваются истинными злодеями! В театре я играю массу комедийных ролей. Но всё же артисты имеют какие-то свои грани, и есть роли и персонажи, которые им просто не подходят. Скажем, если я в смокинге начну играть «агента 007», то выйдет комедия, потому что, как только я становлюсь максимально серьёзным, я превращаюсь в комедийного персонажа. Для этого существуют кинопробы. И если артист кинопробы не проходит, то это не значит, что он плохой артист, как многие годы мне казалось. Возможно, он просто по своей психофизике не соответствует замыслу режиссёра.

Елена Чапленко: В Вашем арсенале есть актёрские приёмы, которые Вы переносите из фильма в фильм?

Владимир Фекленко: Наверное, они есть у каждого артиста. Я бы назвал их профессиональными наработками, за которые можно спрятаться, когда на площадке вдруг возникает напряжённый момент. У меня – это выражения «ладно» и «ух ты», за них всегда можно «ухватиться» в случае крайней необходимости.

Елена Чапленко: На озвучании картины Вы доигрываете голосом Вашего персонажа?

Владимир Фекленко: Я очень не люблю озвучку, потому что лучше, чем на площадке сделать всё равно не получится. Безусловно, озвучание прекрасный инструмент в плане того, что можно замаскировать неуместные реплики, но вот сохранить ту искреннюю ноту, которая удалась на площадке, чрезвычайно трудно.

Елена Чапленко: Каким образом можно привлечь внимание аудитории к своей киноистории?  

Владимир Фекленко: Мы видим, что люди без конца рассказывают друг другу истории – везде – в кафе, на лавочке, дома… Некоторые люди становятся «успешными рассказчиками» – это писатели, режиссёры, сценаристы, артисты. Все они так или иначе рассказывают истории. И они, как мне кажется, будут востребованы всегда! Потому что другим людям будет всегда интересно «присутствовать» при каких-то происшествиях, которые случились не с ними, пережить то, что не может произойти с ними в обычной жизни. Собственно, ради этих эмоций человек и включает телевизор или идёт в кино. И самая большая удача любого режиссёра или актёра – это когда ему удаётся вовлечь зрителя в происходящее на экране.

Елена Чапленко: Вы согласны с расхожим мнением, что просмотр телевизора – это напрасная трата времени?

Владимир Фекленко: Не соглашусь, так как существует определённая грань интересов. Если, например, ты смотришь какое-то реалити-шоу, которое – с моей точки зрения – не несёт в себе никакой духовной или культурной ценности и никак тебя как личность не развивает, то – да, ты тратишь время впустую. Но если ты смотришь документальный фильм про то, как устроена наша планета или историческое расследование причин появления той или иной религии – это значит, что ты духовно обогащаешься. Телевизор – это такой инструмент, которым мы можем пользоваться и во благо своему развитию, и во вред.

Елена Чапленко: За счёт каких актёрских приёмов или подачи материала можно поразить современного зрителя?

Владимир Фекленко: Нельзя ни в коем случае ставить для себя задачу – поразить зрителя своими какими-то уникальными возможностями. То, что ты делаешь должно быть уместно в контексте происходящего. Ты можешь разрыдаться на экране или проникновенно говорить какой-то монолог, но, если это будет не в контексте происходящего, это вызовет только недоумение. Поразить зрителя – опять же, если это будет уместно – можно трюком. Трюк всегда привлекает внимание, особенно когда зритель не понимает, как ты его сделал. В кино, как в документальном, так и в игровом существуют кинематографические трюки, когда ты запечатлеваешь какие-то невероятные вещи, уникальные по своей сути.

Елена Чапленко: В Вашем репертуаре есть любимые театральные роли?

Владимир Фекленко: Роль в спектакле «Эгоисты» - моя любимая роль. Ни в коем случае не хочу «обидеть» другие свои роли, но в «Эгоистах» - она получилась особенной и очень-очень искренней!

Елена Чапленко: Перед выходом на театральную сцену Вы настраиваетесь по-особому? 

Владимир Фекленко: В моём репертуаре есть спектакли, когда я по 2-3 часа не ухожу со сцены, и тогда я, конечно, настраиваюсь на такой своеобразный «большой забег». И перед началом спектакля я себя ловлю на мысли, что вот через эти 2-3 часа мир будет совершенно другим, это будет уже мир «после спектакля».

Редакция газеты "Мир и Личность"

в лице главного редактора Елены Чапленко

благодарит Владимира Фекленко

за интересную беседу

Фотография - из личного архива Владимира Фекленко