Дмитрий Хромов. Музыкальный театр "Геликон-Опера". Интервью


Елена Чапленко: В настоящее время Вы приступили к репетициям после вынужденного перерыва? Лично Вам с какими сложностями пришлось столкнуться?

Дмитрий Хромов: Да, обстоятельства сейчас сложные, и весь мир находится в сложном положении и, конечно, театры это тоже коснулось. Сначала отменили все массовые мероприятия – это концерты и спектакли для нас, но мы могли приезжать в театр и заниматься с пианистами или репетировать что-то, собираясь небольшими группами, потом и это стало невозможным. Два месяца полной самоизоляции – это безусловно выход из профессиональной формы, это очень непросто потом восстановить, но сейчас снова появилась возможность заниматься: нам разрешили снова приезжать в театр по предварительно согласованному графику и заниматься в театре с пианистами. Почему с пианистами? Потому что дома полноценно невозможно заниматься по разным причинам – соседи, инструмент и т.д. Но мы все рады, что наконец-то все как-то сдвинулось, и с нетерпением ждем возвращения на сцену и начала сезона, хотя это тоже будет непросто в условиях всеобщего выхода из пандемии.

Елена Чапленко: Вы планируете проведение выступлений (возможно в онлайн-режиме) с оркестром военно-морского флота?

Дмитрий Хромов: Оркестр ВМФ имеет свои планы, связанные с парадами в Москве и Санкт-Петербурге, там на сегодняшний день разрешен парад ВМФ! Но, насколько я знаю, оркестр будет выступать без солистов. Онлайн с оркестром – это сложный процесс организации! Сейчас оркестр просто занят другим. Был запланирован концерт в Большом Зале Консерватории, но, так как правительство Москвы и Министерство Культуры еще не дали добро на возобновление массово-зрелищных мероприятий, все отложено по срокам.

Елена Чапленко: Для Вас, как для оперного певца, представляет интерес интернет-пространство?

Дмитрий Хромов: Мировая Пандемия изменила все! Знаете, как говорят, Мир уже не будет прежним! Конечно, мы все приспосабливаемся в этих новых условиях, и артисты записывают ролики или выкладывают домашние концерты в сеть – это наша потребность быть на сцене, творить и делиться с публикой своими впечатлениями и эмоциями! Но, конечно, разного рода Интернет-ресурсы могут быть как временная помощь, но заменить настоящую сцену, театр или концертный зал и живое общение они не могут! Театр «Геликон-Опера» делал онлайн-концерты, когда мы пели на сцене, но на пустой зал и на дистанции друг от друга – все это очень не просто для нас, когда нам нужен настоящий контакт, это реально энергетически тяжело! Понимаете... Когда нет психоэмоционального контакта с публикой и нет отклика живого из зала! Но Интернет помогает нам всем оставаться на связи и продолжать общаться! И это поистине гениальное достижение человечества!

Елена Чапленко: В Вашем репертуаре есть такая партия, отношение к которой у Вас менялось неоднократно?

Дмитрий Хромов: Вы знаете… конечно есть! И могу сказать, что время от времени это касается любой роли, любой партии! Артист, актер – это же живой организм, живой человек, мы растем, меняемся внутри, у нас меняются воззрения, мнения на что-либо, появляется новый жизненный опыт, новые эмоции и т.д. Все это сказывается на прочтении образа! Они живут и растут вместе с нами! Обогащаются нашими эмоциями и мыслями, а мы их. Потом бывает так, что ты поешь в одной постановке в театре, а потом появляется контракт с другим театром, там все иначе, другой замысел режиссера, другой взгляд, иная интерпретация музыкального руководителя-дирижера – и все это вносит коррективы! И если режиссер увлекает артиста своим предложением, то и наше прочтение и отношение к герою меняется! Все мы люди! Ищем и находим!

Елена Чапленко: Можно ли говорить о том, что некоторый стиль или манера исполнения классической оперы ушли в прошлое?

Дмитрий Хромов: Да, безусловно! Если слушать записи разных эпох – уже можно так говорить – двадцатый век дал нам огромное количество записей, и мы можем заглянуть в прошлое и прикоснуться к гигантам тех времен! Опера – удивительно живой жанр и очень остро реагирует на изменение жизни! То, что было модно 50 лет назад сейчас уже не актуально! Просто публика, пришедшая смотреть спектакль, не поймет или не поверит артистам! Понимаете! Мы сейчас не можем просто стоять на сцене в красивом костюме и прекрасно петь! Есть кино! Есть драматический театр! Поэтому и мы должны и можем действовать на сцене естественно и петь при этом! Мы слушаем записи! Мы знаем исполнителей! По звуку мне, конечно, больше нравится эпоха 70-х годов прошлого века! Но есть удивительные исполнители и более раннего периода! И сейчас! Просто мир не стоит на месте! И опера тоже живет в ногу со временем! Поэтому «старушке» уже 400 лет!

Елена Чапленко: Каковы тенденции развития мирового оперного искусства в настоящее время? С чем связывают дальнейшее процветание этого вида искусства?

Дмитрий Хромов: Настоящее время предъявляет нам свои требования! Зритель должен быть заинтересован! Понимаете, как я уже говорил, есть Кино, есть Голливуд, я не случайно разделил эти два понятия – скажем так! Я вот сейчас увлечен старым кино! Как там все снято! Как играют артисты! Вот и мы в современном театре не должны отставать! Зритель должен уйти из театра с желанием вернуться, то есть он должен как минимум поверить тому, что он увидел в этот вечер на сцене, прочувствовать это, переработать эмоционально, его должно тронуть и зацепить увиденное и услышанное, поэтому, если мы будем просто в красивых костюмах петь, ничего более не делая, не транслируя, мы проиграем! Поэтому мы, артисты, должны быть в определенной физической форме, интеллектуальной, естественно, мы должны говорить с публикой понятным сегодня ей языком, то есть в нас должны быть узнаваемы персонажи и их эмоции! То есть в идеале мы должны петь как на эталонных записях, играть как прекрасные актеры на экране в хорошем кино, прекрасно и изящно двигаться! Все просто!

Елена Чапленко: Вы подсознательно ассоциируете места, людей, предметы с некоторыми музыкальными композициями?

Дмитрий Хромов: Ой! Ну, иногда! Может быть…

Елена Чапленко: Насколько для Вас важна особая спонтанность восприятия при подготовке нового музыкального материала?

Дмитрий Хромов: Конечно, важна! Мы сначала учим музыкальный материал, впеваем в голос партию, а когда происходит момент исполнения, то тут без спонтанности и вдохновения нельзя! Иначе Музыка не приходит!

Елена Чапленко: Как Вам удается проявлять свою индивидуальность в установленных рамках образа?

Дмитрий Хромов: Ну, как сказать!? Есть определенная концепция и задумка спектакля режиссером, есть определенная музыкальная концепция дирижера, а есть индивидуальность артиста – без которой просто невозможно! Мы же не роботы! Это же наш голос звучит и поет! И когда возникает сотворчество – это счастье и экстаз! И зритель это понимает и чувствует, получает от этого колоссальное удовольствие, потому что он – соучастник! А у нас эмоции тогда зашкаливают! Знаете, когда такое «экстричество»!

Елена Чапленко: На данный момент у Вас есть роль-мечта? Чем она Вас привлекает, и что Вы ожидаете от нее получить?

Дмитрий Хромов: Роль-Мечта! Конечно! Она есть всегда! У всех! Получить от роли? Ну, это, знаете, как долгожданная встреча с очень хорошим другом!

Редакция газеты "Мир и Личность"

в лице главного редактора Елены Чапленко

благодарит Дмитрия Хромова

за интересный рассказ

Фотографии - из личного архива Дмитрия Хромова