Классные истории. Часть третья


          Сидим мы однажды на уроке литературы… Наша классная руководительница Инесса Владимировна дала нам задание – тихо читать хрестоматию.

Читаем мы, значит, хрестоматию, почти что никто не шумит. И вдруг Инесса Владимировна спрашивает, ни с того, ни с сего:

- Ребятки, а кто из вас знает Робинзона Крузо?

Мы прям чуть книжки не отбросили! Да кто ж его не знает-то, Робинзона Крузо? И в классе начался такой гвалт! Одни кричали, что смотрели фильм, другие кричали, что смотрели мюзикл, третьи просто кричали. Я тоже крикнул, что книгу читал.

- Ребята, тише! – сказала Инесса Владимировна. – Я же вас просила не докричаться до Робинзона Крузо и его острова, а только ответить – знаете вы его или нет.

- Да я лично, - перекричал всех Андрюшка Андреев, - читал о Робинзоне Крузо всю книгу целиком!

- Молодец, Андрюша! – похвалила его Инесса Владимировна.

И, по обыкновению прищурив один глаз, спросила:

- А как книга называется – скажи.

Андрюшка очень удивился:

- Так и называется – Робинзон Крузо.

И, немного помолчав, вдруг воскликнул:

- Ах, да! Приключения! Приключения Робинзона Крузо!

Тут я, подпрыгивая на стуле, изо всех сил начал тянуть руку. А, не дождавшись разрешения ответить, выкрикнул:

- На необитаемом острове!

- Лёш, ты чего? – посмотрел на меня в изумлении Андрюшка. – Конечно, на необитаемом острове! Где ж ещё?

- Ну-ка, ну-ка, - обратила на меня внимание Инесса Владимировна, - Продолжай…

- Рядом с рекой Ориноко! – сказал я с гордостью.

И обвёл взглядом ребят, мол, вот я какой!

- А где река-то эта протекает? – поинтересовалась учительница.

- Как где? В Америке! – с пылом продолжил я. – Там значит так: Америка, река бежит, а рядом остров – и вот об этом всём говорится в названии книги! Я точно знаю! Я читал!

В итоге Инесса Владимировна задала нам к завтрашнему дню выучить наизусть название романа Даниэля Дефо о Робинзоне Крузо.

- Спрошу всех! – сказала она.

После школы я побежал домой. Не сразу, конечно, - сначала я попрыгал на школьном дворе, потом побегал по улице, повисел на турнике у себя возле дома и, наконец, добрался до квартиры.

Дома выяснилось, что я не могу решить ни одной задачки по математике из задания на завтра. А ещё у меня никак не получалось упражнение по английскому языку! И ничего уж тут не поделаешь! Поэтому папа с мамой, которым очень не хотелось опять быть вызванными в школу, решили «принять удар на себя»! Они оба сели за мой письменный стол – папа справа, мама слева – и приступили к урокам.

- А я пойду литературу учить! – сказал я им, чтобы они не подумали, что я совсем никудышный школьник.

- Ага-ага… - не отрываясь от тетрадки, отозвался папа.

- Иди уже, - с досадой сказала мама.

И я пошёл. Но вместо того, чтобы зубрить название книги, я увлёкся её чтением! Конечно, я эту книгу уже читал, но мне настолько она понравилась, что я бы перечитал её ещё раз двадцать пять, не меньше!

Часа через полтора я пошёл к родителям – ненавязчиво поинтересоваться, как у них обстоят дела с моими уроками. К моему удивлению, дела у них обстояли не очень!

- Я вот смотрю на задачку, - говорит папа, - и сразу могу сказать ответ! А у вас тут требуется разбить решение на несколько этапов, и каждый из этих этапов письменно обосновать! Я прямо замучился! – попив водички, добавил он.

Мама тоже с лёгкостью перевела текст и с русского на английский, и с английского на русский, и теперь под каждое переведённое предложение подбирала правило из нашего учебника.

- Как литература? – поинтересовался у меня папа. – Что задали?

- Да, - махнул я рукой, - сущий пустяк! Выучить наизусть название книги о Робинзоне Крузо.

- Ну-ну… - усмехнулся папа, – хотелось бы послушать в твоём исполнении.

- На, - говорю я и протягиваю папе книгу, - сверяй!

И начал тарабанить всё название от начала до конца, даже воздуха не хватило, пришлось дыхание переводить!

- Ого! – сказал папа. – Круто! Ну и название!

          Перед сном я раз сто повторил сам себе это название и так доповторялся, что из памяти стали вылетать отдельные слова. А на следующее утро, когда начался урок литературы, Инесса Владимировна вызвала меня к доске.

- Кузнецов, - говорит она, - как называется книга Даниэля Дефо?

- Жизнь, - уверенно сказал я и замолчал.

- Ну, - посмотрела на меня Инесса Владимировна, - а дальше?

А у меня, видимо, в голове какой-то процесс произошёл, когда то, что знаешь, переходит в другой отдел памяти, и оттуда извлечь это знание – ой, как сложно! И Инесса Владимировна это поняла, хотя бы потому, что ещё вчера я ей рассказывал про какую-то реку возле острова, а сегодня – стою и молчу как лопух.

Тогда учительница отпустила меня обратно за парту и вызвала к доске Володьку Сухарева. А он книгу не читал, только кино смотрел.

- Начинай, - сказала Инесса Владимировна.

- Жизнь и приключения Робинзона Крузо… - забубнил Володька.

- Ну-ка, ну-ка, подожди, - прервала его учительница. – Какие приключения?

Володька посмотрел в потолок и промычал что-то невразумительное.

- Удивительные… Удивительные, - зашептал Андрюшка Андреев.

- Андреев, не подсказывай, - Инесса Владимировна пригрозила ему пальцем.

- Да у него там столько приключений было! – вдруг осмелел Володька, - Всех и не перечислишь! Ещё бы! За двадцать-то восемь лет!

- Хорошо, - терпеливо сказала Инесса Владимировна, - двадцать восемь лет в полном одиночестве… Дальше!

- На необитаемом острове у берегов Америки близ устья… Нет, близ устьев… - и Володька тяжко вздохнул.

Инесса Владимировна тоже вздохнула и вызвала Андрюшку Андреева.

- Жизнь, - начал он бодро декламировать ещё по дороге к доске, - необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко… Инесса Владимировна, я учил! Я правда учил! Но дальше не помню, хоть двойку ставьте!

- Куда он был выброшен кораблекрушением… - подсмотрев в книге, зашептал Володька.

- Чего? – тоже шёпотом переспросил Андрюшка. – Я не слышу!

- Так, прекратите немедленно! – хлопнула по столу Инесса Владимировна. – Всё с вами ясно.

И предложила нам, чтобы исправить ситуацию, пересказать особо запомнившиеся истории из самой книги. Мы очень обрадовались, и стали выкрикивать кто что помнит – и про то, как Робинзон Крузо потерпел кораблекрушение, и про то, как вырастил на острове рис и научился шить себе одежду, и про спасённого им дикаря, которому дал имя Пятница, потому что спас его именно в этот день недели, и много ещё про что!

И тут вдруг, совершенно неожиданно, я вспомнил название романа!

Я как закричу:

- Инесса Владимировна! Инесса Владимировна! Можно мне название сказать?

- Говори! – сказала она. – Тише, ребята! Все слушаем!

Выхожу я, значит, к доске, делаю поглубже вдох, чтобы воздуха хватило, и быстро-быстро начинаю говорить:

- Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами; написанные им самим.

Ой, как же это было здорово! К тому же, мне поставили пятёрку! Заслуженную!

Все ребята на меня смотрят, Инесса Владимировна пятёрку в дневнике выводит, хвалит меня, а мне в голову пришла удивительная мысль!

Я говорю:

- Вот ведь какая у человека память хорошая! Столько лет прожил на необитаемом острове, а помнит, как называются дни недели! И ведь подсчитал, что в тот день, когда он спас дикаря, была именно пятница! Удивительно!

Инесса Владимировна внимательно на меня посмотрела, рассмеялась, и приписала к пятёрке знак «плюс»!

Елена Чапленко

Фото - Галины Бусаровой