Денис Медведев. Большой театр. Интервью


Елена Чапленко: Какие события происходили в Вашей профессиональной деятельности в нынешнем году?

Денис Медведев: В этом году в Московской академии хореографии я вёл пятый класс мальчиков (15-16 лет), их у меня тринадцать человек. Это был единственный пятый мужской класс в академии, то есть другого пятого класса вообще не было. Также в этом году я защитил диплом повышения квалификации – педагог с правом преподавания в высших учебных заведениях. Кроме того, я продолжаю выходить на сцену Большого театра в статусе приглашённого танцовщика.

Елена Чапленко: В каком статусе Вы продолжаете работать в Большом театре?

Денис Медведев: Я приглашён в Большой театр в качестве педагога-репетитора, и в течение всего года работал со своим учеником Денисом Захаровым, выпускал его в различных партиях. В частности, Денис исполняет главную партию в балете «Коппелия», которую мы готовили с ним вместе. Денис побывал на пяти международных конкурсах и является обладателем пяти золотых медалей и двух премий «гран-при». Его уже знают, у него уже есть свои поклонники, и я надеюсь, что и в дальнейшем у него тоже будет всё хорошо.

Елена Чапленко: Вы передавали Денису Захарову партии из своего репертуара?

Денис Медведев: Мы абсолютно разные с ним по амплуа. Денис в большей степени «премьерный танцовщик». Из своего репертуара я ему передавал партию Джеймса – балет «Сильфида». Конечно, мне бы хотелось, чтобы в будущем Денис танцевал Нарцисса, Альберта, Щелкунчика – это всё «его» партии…

Елена Чапленко: Вы следите за дальнейшим развитием Ваших выпускников?

Денис Медведев: Все мои выпускники работают в лучших театрах мира, и я очень рад, что каждый из них нашёл своё место и свой коллектив.

Елена Чапленко: Возможно ли сразу определить, насколько талантлив тот или иной ученик? На что педагог обращает внимание в первую очередь?

Денис Медведев: Визуально, первое что бросается в глаза – это внешний вид танцовщика, в частности, пропорции тела. И только потом, в процессе урока, я могу сделать некоторые выводы относительно способностей того или иного ученика. Талант раскрывается не сразу, постепенно, поэтому определить, что вот именно этот ученик станет в будущем блестящим танцовщиком невозможно.

Елена Чапленко: Уроки педагога, являющегося действующим артистом балета, вызывают больший интерес со стороны учеников, нежели уроки педагога, никогда не выходившего на сцену?

Денис Медведев: Очевидно, что у педагога, являющегося действующим артистом балета гораздо больше возможностей передать ученику свои знания и опыт. Но вне зависимости от того, выходил ли когда-то педагог на сцену или не выходил, он обязан ежедневно  повышать уровень своих знаний и мастерства. 

Также педагог должен стараться создавать общую гармонию в отношении с учениками.

Елена Чапленко: Некоторые специалисты утверждают, что если танцовщик ничего не добился в профессии до 25-ти лет, то у него практически нет шансов добиться успеха в будущем. Вы согласны с этим утверждением?

Денис Медведев: Здесь опять же много вопросов – почему не добился? Он ленивый? У него нет способностей? Или ему не предоставляют работу в театре? Очень много «подвопросов». Например, артисты кордебалета, которые составляют основу любого театра, - это мощный ансамбль, который тесно взаимодействует с каждым солистом. Без кордебалета немыслим ни один спектакль. Эти артисты работают и в 25, и в 35 лет, они ездят на гастроли с театром, получают большую зарплату за счёт того, что у них много спектаклей, и в принципе чувствуют себя прекрасно! Все артисты балета должны гореть огромным желанием выходить на сцену, трудиться изо дня в день, и стараться получать новые партии.

Елена Чапленко: Каким является Ваш стиль преподавания?

Денис Медведев: Мой стиль – это, в первую очередь, работа над танцем в лучших традициях русского балета. Танец должен быть гармоничным, а артисту необходимо соблюдать эстетику и академичность исполнения. С первых дней работы в классе я учу своих ребят правильно ходить, выстраивать позы, прививаю им чувство эстетики.

Елена Чапленко: Дисциплина в балетной школе по-прежнему остаётся жёсткой?

Денис Медведев: Дисциплина всегда была и остаётся очень строгой, то есть по головке гладят редко. В этой профессии иначе никак!

Елена Чапленко: Что Вы не потерпите от своих учеников?

Денис Медведев: Хамства не потерплю.

Елена Чапленко: Какие главные отличия русской школы балета от западной Вы бы отметили?

Денис Медведев: В рамках русской школы балета мы стараемся отталкиваться от канонов, от базовых движений и перехода от простого к сложному. Ключевым моментом здесь является логика преподавания. А на западе часто дают уроки, сочетающие в себе массу различных элементов и движений, иногда даже смешивают характерные движения и классику. И танцовщики должны постоянно угадывать, какое движение будет следующим, и какую комбинацию им нужно будет исполнить.

Елена Чапленко: Какие перспективы у выпускников хореографической академии в плане зачисления в труппу театра и дальнейшего развития?

Денис Медведев: Когда действительно талантливые ребята приходят в Большой театр, то их часто приглашают сразу же на сольную ставку, и они готовят соло. Это сложно, так как коллектив театра – самый большой в мире, более 250-ти человек, и пробиться в солисты достаточно трудно. Также вначале можно танцевать «четвёрки» и «шестёрки», и потом постепенно двигаться к сольным партиям. Было бы желание и целеустремлённость.

Редакция газеты "Мир и Личность"

в лице главного редактора Елены Чапленко

благодарит Дениса Медведева

за интересную беседу

Фотографии - из личного архива Дениса Медведева