События великих пьес. Шекспир. Часть 1


Из тридцати семи пьес, написанных великим драматургом Уильямом Шекспиром (1564-1616), десять посвящены событиям из истории его страны. Именно с исторических сюжетов начал он свой путь писателя.

Покинув родной город Стратфорд-на-Эйвоне лет двадцати с небольшим, он поселился в Лондоне, стал актёром, а затем начал писать пьесы. В конце XVI века театр стал одним из любимых развлечений лондонцев. В 1580-е годы искусство сцены вступило в пору расцвета. Так как набожные буржуа-пуритане не разрешали строить театры в черте города, то их возводили за городской стеной. Обновлению театрального искусства содействовали молодые писатели, знакомые с традициями античной драмы и заимствовавшие из неё темы и приёмы. Это были Кристофер Марло, Роберт Грин, Томас Кид, обладавшие гуманистическим образованием. К этим «университетским умам», как их называют, присоединился и молодой Шекспир, не окончивший университета, но достаточно образованный и, главное, обладавший большим поэтическим талантом.

Драматурги, создавшие репертуар тогдашних лондонских театров, заимствовали сюжеты из поэм, романов, новелл и исторических сочинений. Появлению новых пьес предшествовал большой переворот в государственной и духовной жизни английского общества. Лет за тридцать до рождения Шекспира и его собратьев по перу английский король Генри VIII перестал подчиняться власти римского папы, объявил себя главой англиканской церкви, разогнал монахов из монастырей, и это многое изменило в жизни страны. Духовная диктатура католической церкви была сломлена. Новая реформированная церковь подчинялась государству и утратила прежнее господствующее положение в жизни общества. Культура приобрела светский характер, и это сказалось на содержании театральных зрелищ. До реформации церкви в Англии процветала любительская народна драма. Тогда пьесы представляли собой либо инсценировки эпизодов Ветхого и Нового Завета (мистерии), либо аллегории религиозно-нравственного содержания (моралите). Только небольшие комические сценки, появившиеся в XV веке (интерлюдии), содержали бытовые темы. С середины XVI столетия, когда началось обновление драмы, религиозные сюжеты исчезают и в пьесах утверждается мирская тематика – любовь, ревность, месть и т. д. Авантюрный дух времени подсказывал писателям обращение к сюжетам, полным приключений. Создавались пьесы о могущественных властителях Древнего Рима и Востока. Затем драматурги заинтересовались отечественной историей. Кристофер Марло написал пьесу о короле Эдуарде II, а Шекспир о царствовании Генри VI. Кто из них первым использовал сюжет из прошлого Англии, установить не удалось. Во всяком случае, мастерство, с каким оба драматурга обработали свои темы, открыло богатые возможности пьес подобного рода. Марло, который был ровесником Шекспира, погиб, не дожив до тридцати лет, а Шекспир продолжал творить в этом жанре.

На протяжении первых десяти лет своей драматургической деятельности он создал девять пьес на сюжеты из истории Англии (называю их в порядке написания): «Генри VI» (часть вторая), «Генри VI» (часть третья), «Генри VI» (часть первая), «Ричард III», «Король Джон», «Ричард II», «Генри IV» (часть первая), «Генри IV» (часть вторая), «Генри V». Они появились на сцене между 1590 и 1599 годами. В самом конце творческого пути Шекспир вернулся к этому жанру и принялся за создание «Генри VIII». Учёные предполагают, что он, однако, не завершил работы и пьесу закончил его младший современник Джон Флетчер. Из сказанного выше видно, что Шекспир начал со сравнительно поздних царствований, затем обратился к более раннему периоду, потом, под конец взял темой опять позднее время.

Сам Шекспир создал удобное деление его пьес-хроник. Первые из написанных им составляют тетралогию (серию четырёх пьес, связанных последовательностью событий: «Генри VI» (три части) и «Ричард III». Особняком стоит написанная после них пьеса «Король Джон». Они были созданы между 1590 и 1596 годами.

Вторая группа пьес тоже составляет тетралогию: «Ричард II», «Генри IV» (две части), «Генри V», появившиеся на сцене между 1595-1599 гг. И опять особняком стоит одна пьеса – «Генри VIII», относящаяся к 1612-1613 гг.

Обращение Шекспира к прошлому его страны было обусловлено рядом причин. Если на протяжении XV столетия Англия тяжко страдала от войн и особенно от междоусобной борьбы феодалов, известной под названием войн Алой и Белой розы, то в последние годы столетия с окончанием изнурительной вражды установилась абсолютная монархия, под властью которой воцарился внутренний мир, и возникшее национальное государство породило сознание единства страны.

Рождённый на этой основе патриотизм со всей силой сказался в 1588 году, когда Испания объявила войну Англии. Абсолютистская Испания оставалась оплотом католицизма в Европе. Англия уже начинала вступать на капиталистический путь. Королевская власть, опираясь на горожан, снарядила флот, который встретил посланную Испанией «Непобедимую Армаду» и разгромил её.

Патриотический подъём способствовал растущему интересу к прошлому страны. Но не меньшую роль сыграло то, что королеве Елизавете в год победы над испанцами исполнилось 55 лет и она осталась бездетной. Опасались, что после её смерти начнётся борьба за трон и вспыхнет новая междоусобная война, наподобие той, которая произошла в XV веке.

Интерес к истории был, конечно, и познавательным, но отнюдь не имел «академического характера». На протяжении XVI века в Англии появился ряд сочинений по отечественной истории. В 1513 году великий английский гуманист Томас Мор написал историю возвышения Ричарда III, изобразив короля самыми мрачными красками. В 1534-1535 гг. итальянец, поселившийся в Англии, Полидор Верджил, написал полную историю страны вплоть до XVI века. Сам Генри VIII поручил Эдуарду Холлу написать историю страны, начиная с царствования Генри IV до его, Генри VIII, восшествия на престол. Задание было политическим. Суть состояла в том, что отец короля, граф Ричмонд, сверг Ричарда III из династии Йорк, и, став королём, Генри VII основал династию Тюдор. Надо было оправдать захват трона и доказать, что это было благом для страны, так как династия Тюдор положила конец междоусобицам и создала крепкую королевскую власть.

Во второй половине XVI века, в 1577 году, появились обширные «Хроники Англии, Шотландии и Ирландии», называемые обычно кратко «Хроники» Холиншеда, хотя на самом деле у него были соавторы. Шекспиру было тринадцать лет, когда она вышла в свет, может быть, он её видел, но приобрёл уже её второе издание, когда ему было двадцать три года. Он читал и пользовался именно этим изданием; знал он и историю Холла «Хроники» Холиншеда – сборное сочинение, включавшее многие ранее написанные летописи и труды. Так, например, история Ричарда III, принадлежавшая перу Томаса Мора, входила в состав книги.

Подход к истории в XVI веке был иным, чем в наше время. Ещё не существовало научной критики и исторические сочинения включал наряду с фактами легенды и предания. Сказывались в них древние поверья и предрассудки, большое значение придавалось пророчествам и приметам, влиянию небесных светил, особенно затмений и т. п. Многие исторические явления рассматривались в свете религиозной морали. Нравственная оценка деятелей и событий играла в исторических сочинениях большую роль.

История стала также предметом поэзии. В середине XVI века появилась обширная поэма «Зерцало правителей» (1559), написанная несколькими авторами и впоследствии дополненная новыми частями. Это стихотворные рассказы о королях и выдающихся личностях английской истории от Ричарда II до Эдуарда IV. Каждая часть была написана как бы от лица того деятеля, о котором рассказывалось. Основной тон рассказов трагический. Главная идея: даже короли зависят от богини судьбы Фортуны; она безжалостно губит самых великих и могущественных. Шекспир не мог не знать эту книгу в одном из её вариантов. В его пьесах из истории Англии фигурируют некоторые из персонажей «Зерцала правителе».

Естественно, что, решив создавать исторические пьесы, Шекспир использовал доступные ему книги, рассказывавшие о прошлом Англии. Его главным источником были «Хроники» Холиншеда. Иногда он не только следовал за повествованием историка, но даже попросту перелагал в стихи прозаический текст «Хроник». Ещё до того, как он и Марло создали пьесы, основанные на хрониках, появились исторические пьесы других драматургов. Шекспир знал их и иногда пользовался канвой действия, имевшейся в пьесе другого писателя. Так, до того как Шекспир написал о короле Генри IV и его сыне принце Гарри, существовала пьеса «Славные победы Генри V» неизвестного автора. Из краткой и маловыразительной драматизированной хроники Шекспир создал три обширных эпико-драматических полотна: две части «Генри IV» и «Генри V». При этом он обращался и к первоисточнику – «Хроникам» Холиншеда. В те времена не существовало строгих законов об авторских правах. К тому же пьесы создавались не для печати, а для исполнения на сцене. Печатать их стали иногда даже вопреки воле автора. Пьесы, написанные для народного театра, какими были произведения Шекспира, вообще долго не считались настоящей литературой. Драматурги ещё только боролись за признание их творчества подлинной литературой. Шекспир, во всяком случае, писал именно для сцены и, как правило, не заботился о книжных публикациях своих пьес.

Хотя Шекспир и пользовался различными источниками, создавая исторические пьесы, они являются вполне оригинальными произведениями.

Жанр исторической драмы на сюжеты из прошлого Англии был новым. Надо было найти приёмы, чтобы на протяжении недолгого представления передать обширное историческое содержание. Опыт античной драматургии был для этой цели недостаточен. Древнегреческих драматургов тогда в Англии почти не знали. Читали, переводили, в школах и университетах играли пьесы римского трагика Сенеки (I век н. э.). Они изобиловали длинными речами, построенными по правилам риторики, но действия в них было мало.

Шекспир и Марло стремились изобразить как можно более событий, во всяком случае, таких, которые обрисовали бы данное время и его главных деятелей. Уложить всё это надо было в спектакль, длившийся два – от силы два с половиной часа. Бо́льшая часть зрителей не сидела, а стояла в зрительном помещении. Рассчитывать на их долготерпение можно было, лишь создав яркое и занимательное зрелище.

Этим искусством Шекспир овладел в превосходной степени. Его исторические драмы полны действия, в них изображены острые конфликты, происходит напряжённая борьба. При этом Шекспир сохранил обычай античной драмы – наделять свои персонажи красивыми, возвышенными речами, полными ярких образов, сравнений, метафор. Шекспир одарил свои персонажи способностями поэтов и ораторов. Они говорят красиво, выразительно, не так, как разговаривают обычно. Если они подчас и многословны, то всё произносимое ими имеет  отношение к  действию:  каждый выражает  свои 

 

желания и намерения, даёт оценку себе, друзьям и противникам; часты в исторических пьесах Шекспира словесные столкновения и бои. Борьба ведётся речами и мечами.

Пьесы Шекспира из истории Англии – и не только они – имеют в своей основе определённое мировоззрение, уходящее своими корнями в глубокую древность и обновлённое, осмысленное в свете недавнего исторического опыта. Сущность его состоит в том, что нормальное состояние жизни представляет собой чётко, разумно и справедливо устроенный порядок, столь же естественный, как законы природы. Более того, между формами человеческого общества и природы имеется прямое соответствие. В пьесе-хронике «Генри V», изображающей в лице этого короля идеального монарха, один из персонажей уподобляет хорошо организованное государство пчелиному улью: в нём каждому предназначено своё место и свой удел, причём нижестоящие подчиняются вышестоящим.

Недаром в государстве

Труды сограждан разделило небо,

Усилья всех в движенье привело,

Конечной целью смертным указав

Повиновенье. Так трудятся пчёлы,

Создания, что людную страну

Порядку мудрому природы учат.

У них король и разные чины:

Одни, как власти, управляют ульем,

Ведут торговлю вне его другие,

А третьи, с острым жалом, как солдаты,

В набегах грабят пышные цветы,

И весело летят с добычей

В палату властелина своего;

А он, сосредоточен, величав,

Следит, как рой строителей поющих

Возводит дружно своды золотые.

Заготовляют горожане мёд,

И бедняки-носильщики толпятся

С тяжёлой ношею в воротах тесных;

Суровое вручает правосудье

С гуденьем грозным бледным палачам

Ленивого зевающего трутня.

(«Генри V», акт 1, сцена 2).

Здесь в образной форме выражены основы феодального государства, в котором каждое сословие вносит свой вклад в общее благо. Этот взгляд был угоден власти, но его придерживалось также большинство сторонников прогрессивного мировоззрения той эпохи – гуманисты, желавшие прочного внутреннего мира.

Таков был идеал, но сочинения историков показывали, что он никогда не был осуществлён в Англии. Даже в шекспировском «Генри V» можно увидеть, что только крайние обстоятельства позволяют достичь единства страны, власти и народа. В остальных же пьесах Шекспиром изображено постоянное нарушение единства из-за борьбы корыстных интересов тех, кто находится у вершины власти. В первой части «Генри IV» конфликт возникает из-за того, что король и феодалы не могут поделить добычи. В средние века, когда на войне брали в плен рыцарей-дворян и представителей знати, они могли выкупиться за большие деньги. Генри IV и Генри Перси в начале первой части «Генри IV» вступают в спор из-за этого. Жажда власти и честолюбие также являются причинами раздоров в среде высшей знати.

Шекспир проявил необыкновенное разнообразие в обрисовке королей и людей, близких к вершине власти. Отметим, что, как он, так и Марло, проявили интерес к фигуре слабого короля, находящегося под влиянием своих фаворитов. Марло посвятил этому пьесу «Эдуард II», Шекспир – своего «Ричарда II». Обращение к королям такого типа, несомненно, имело злободневное значение. Правившая Англией королева-девственница Елизавета окружала себя мужественными и красивыми любимцами. Одним из первых был граф Лейстер. В последние годы её царствования особым покровительством монархини пользовался граф Эссекс, который был на тридцать три года моложе её. Соперникам Эссекса удалось оттеснить его. Тогда он поднял восстание с целью захватить власть, но был разбит, предан суду и казнён в 1601 году.

Накануне восстания приверженцы Эссекса обратились к труппе Шекспира с предложением восстановить на сцене пьесу, написанную лет за шесть до того. Актёры отговаривались, ссылаясь на то, что пьеса устарела. Но им хорошо заплатили, и приверженцы графа Эссекса накануне мятежа вдохновлялись в театре зрелищем драмы, изображавшей, как был низложен слабовольный король, подчинявшийся своим фаворитам. Когда Эссекса и его приспешников судили, актёров не тронули.

Но ещё раньше с этой пьесой у издателей были неприятности. После того как она сошла со сцены в 1597 году, один издатель решил напечатать её. Однако ему разрешили это сделать при условии, что будут изъяты сцены, изображающие низложение короля. В таком урезанном виде пьеса появилась в трёх изданиях. Причину этого цензурного сокращения нетрудно понять. Современники не раз сравнивали Елизавету с Ричардом II. Сама королева в беседе с юристом Ломбардом уже после казни Эссекса сказала: «Разве вы не знаете, что Ричард II – это я». Только после смерти Елизаветы, пять лет спустя, «Ричард II» был напечатан в полном виде (издание 1608 года).

Таким образом, политический смысл пьес из истории Англии был вполне понятен современникам, особенно если аналогия была достаточно очевидной, как в случае с «Ричардом II». Однако, как правило, Шекспир избегал таких прямых аналогий. Достаточно того, что в его драмах из истории Англии монархи изображались отнюдь не в идеальном виде.

Напомним вкратце основные факты… Правление Ричарда II (1377-1399) ознаменовалось как мощным восстание крестьян (1381), так и недовольством феодальной знати. Изгнанный королём Болингброк поднял мятеж и сверг Ричарда II. Он стал первым королём из династии Ланкастер под именем Генри IV. Его царствование тоже было неспокойным. Бунтовали феодалы Уэллса, поднялись против короля его прежние сторонники Нортумберленд и Перси. Предъявлял претензии на престол Мортимер, считавший себя наследником свергнутого Ричарда II. Наконец, поднялось и антицерковное движение лоллардов. Королю удалось справиться со всеми мятежниками.

Наследовавший ему Генри V тоже был вынужден силой подавить разного рода противников; добившись этого, он направил энергию на борьбу против Франции и в победоносной войне почти всю покорил её, стяжав славу великого полководца.

Власть монарха была могущественна, и подлинные королевы Елизаветы отлично сознавали это. Но ореол, святости уже не окружал венценосные головы. Поколение, пережившее войны Алой и Белой розы, видело, как на протяжении тридцати лет трон несколько раз переходил от одного короля к другому и не от бога зависела власть, а от самих людей. Чем больше узнавали современники Шекспира историю, тем яснее становилось, что король – такой же человек, как остальные. Этот факт имел немаловажное социально-психологическое значение, и художественное отражение его мы находим у Шекспира.

Он изобразил Ричарда II человеком, убеждённым в том, что звание короля поднимает его над всеми. Оно будто бы дано ему от самого бога и –

Не смыть всем водам яростного моря

С монаршего чела святое миро.

(Акт 3, сцена 2. Перевод Мих. Донского).

Всем ходом событий священное якобы право короля опровергается. Такое изображение судьбы монарха отражало глубокие сдвиги в сознании людей. Шекспир и в малой степени не был революционером. Однако свою роль в развитии нового понимания природы государства его исторические пьесы и трагедии сыграли. Полвека спустя после создания им драм из истории Англии в стране произошла буржуазная революция и не феодалы свергли короля, а восставшие буржуазия и народ. Во времена Шекспира такое ещё казалось невозможным, но уже тогда гуманистическая мысль создавала новое представление о природе государства и власти. Хотя Шекспир, судя по его пьесам, не одобрял насилия как метода политики, он чутко уловил, что вопросы управления – дело рук человеческих.

Вопросы, имевшие политическое значение, Шекспир решал как художник. Он никогда не останавливался на достигнутом. В ранних пьесах-хрониках о царствованиях Генри VI и Ричарда III образы исторических деятелей были, можно сказать, однолинейными и от начала до конца последовательными. Слабовольный Генри VI и коварный, жестокий Ричард III во всём обнаруживали свой характер, ничуть не меняясь. В «Ричарде II» Шекспир сделал шаг в новом направлении. Два главных персонажа пьесы в ходе событий заметно меняются. В первой половине действия Ричард II со всей очевидностью обнаруживает, что он плохой король, себялюбивый человек, творящий несправедливости. Но когда он утрачивает власть, в нём пробуждается человеческое. Он уже не король, а страдающая личность. Шекспир наделяет его прекрасными поэтическими речами, выражающими глубокое страдание человека, утратившего все блага, которыми он раньше обладал, - могущество, угодливость и покорность всех подвластных ему. Его страдания усиливаются оттого, что падать ему приходится с самой большой высоты.

Его противник, наоборот, сначала вызывает сочувствие, так как он несправедливо обижен королём. Его восстание даже кажется оправданным, ведь он борется за попранные права и против короля-тирана. Но стоит Болингброку захватить власть, и в нём явно обозначается перемена. Теперь его заботой становится упрочение своего положения и он действует как политик, которому нужно устранить прежнего законного государя. Он и делает это, потом лицемерно оправдываясь, будто вовсе не желал убивать свергнутого Ричарда II.

По общему мнению историков шекспировского времени, события царствования Ричарда II имели роковое значение для судеб всей страны на долгие годы. Ричард II, каков бы он ни был, занимал трон по наследственному праву, тогда как Болингброк захватил престол силой и заслуживал название узурпатора. С этого, по мнению морализирующих историков, и начались беды Англии, как будто в прошлом подобных восстаний и захватов власти не было. «Хроники» Холиншеда содержат много подобных перемен власти, сопровождавшихся убийствами свергнутых монархов.

В «Ричарде II» друг другу противостоят два значительных и очень непохожих характера – слабовольный король и энергичный Болингброк. Эта пьеса от предыдущих отличается и тем, что меняется природа шекспировского драматизма. В предшествующих хрониках он имел преимущественно внешний характер, происходили жестокости, убийства. Переживания низложенного с престола Ричарда II раскрывают внутренний мир человека, осознавшего тщету власти, господства над другими людьми. Ему казалось, что положение монарха – дар от бога и ничто не смоет его царственного величия. Стоило ему лишиться короны, как те, кто прежде заискивал перед ним, отвернулись от него. Он думал, что превосходит всех, а без власти стал таким же человеком, как все. В какой-то мере судьба Ричарда II предвосхищает трагедию короля Лира.

Александр Аникст