В три строки. Двухметровая красавица Венера Милосская


           В начале XIX века на греческом острове Милос (в древности Мелос), была найдена статуя Венеры Милосской. Ходили слухи о том, что руки Венеры Милосской были умышленно утаены при её находке. Но это не так. На самом деле среди обнаруженных фрагментов статуи оказались только несколько обломков рук и ладонь, державшая яблоко, - символ древнего Мелоса. Высота статуи – 207 см (с прямоугольным основанием ≈ 211 см). Из-за отсутствия рук торс предстаёт совершенно открытым, отчего статуя, по мнению ряда специалистов, даже выигрывает. Ваятель скульптуры придерживался определённой меры при создании своего шедевра. Этой мерой стала голова статуи. Вся статуя составляет по вертикали семь таких мер, одна из которых, например, укладывается от груди до центра живота. Одна мера разделяет и груди. Особо нужно отметить позу статуи. Впервые такая поза была использована при изображении мужской фигуры: тяжесть тела перенесена на правую выпрямленную ногу, а левая, выдвинутая несколько вперёд, сгибается в колене, как бы готовая сделать шаг вперёд. «Лёгкое спиралевидное движение, пронизывая фигуру с ног до головы, придаёт ей необычайную грацию». В то же время завязанная на бёдрах ткань спускается на стройные ноги рельефными складками, делая статую монументальной, но не лишённой изящества.

Спокойное, с лёгкой улыбкой, лицо усиливает впечатление естественности, которой буквально веет от всей статуи в целом.

Конечно, можно и дальше разбирать статую в деталях. Однако английский историк искусства Кеннет Кларк утверждал: «Вряд ли это раскроет до конца секрет статуи Венеры Милосской. Как в каждом произведении подлинного искусства, есть в ней нечто, не поддающееся не только описанию, но и умозрительной оценке, - то, что в конечном счёте и делает её столь возвышенно-прекрасной.

Разумеется, возвышенность не исключает чувственного восприятия красоты Венеры Милосской. Ведь как воплощение чувственности – непременного атрибута её божественности – она и была изваяна, предназначенная служить предметом культа».

Найденную статую Венеры Милосской вначале приняли за произведение искусства V века до н.э. – классического периода в искусстве Древней Греции. Новым обладателем статуи было крайне лестно считать, что «это одно из первых изображений обнажённой богини любви и красоты». Древнегреческому искусству в те времена «не было чуждо любование женским телом. Хорошо известен целый ряд таких ранних статуй, например, Афродиты: богиня красоты выходит из морской пены, «облачённая в мокрые, плотно облегающие и как бы прозрачные покровы, которые скорее выявляли, чем скрывали формы тела».

       Как известно, великий Платон различал двух Афродит (Венерой богиню любви и красоты стали называть римляне) – Афродиту Уранию, то есть Небесную, и Афродиты Пандемос, то есть Всенародную – земную и чувственную.

Надо отметить, что изображение полностью обнажённого женского тела в искусстве Греции появляется именно в V веке до н.э. Изображение же обнажённых мужчин к тому времени было делом обычным. Это напрямую связано с бесправным положением женщин в обществе: женщины могли появляться «вне дома» исключительно «укутанными в длинные, закрывавшие их с головы до пят, одежды».

Зато в IV веке до н.э. изображение обнажённого женского тела достигает совершенства в ряде скульптурных шедевров того времени. «Если иногда ноги Афродиты всё же скрывались драпировкой, это не было олицетворением какого-либо запрета». Используя данный приём, мастер достигал компактности и устойчивости своей статуи. Это позволяло скульптору «обходиться без дополнительных деталей, таких, как стоящая ваза или прыгающий дельфин, служивших не столько украшением, сколько конструктивным элементом статуи – опорой для фигуры».

Статуя Венеры Милосской была установлена в Лувре при Людовике XVIII, в 1812 году. Однако в 1823 году выяснилось, что эта скульптура была создана не в V веке, а значительно позже – на рубеже II-I веков до н.э., в период эллинизма. Эллинизм характеризуется некоторым увяданием искусства древних греков, поэтому многие скульпторы пытались создавать свои работы, повторяя во многом образцы трёхсотлетней давности.

Таким образом, статуя неизвестного автора – Венера Милосская – является прямым подражанием произведения греческого искусства более ранней эпохи. Стоит ли говорить, что многие были крайне разочарованы данным фактом, который явно «снизил ценность статуи». При этом даже они не смогли не признать, что Венера Милосская – редкий шедевр искусства Древней Греции.

Во многих странах во дворцах и парках стали появляться копии Венеры Милосской из мрамора и бронзы. Слава статуи непрерывно росла и распространилась по всему свету: в художественных коллекциях Лувра она и по сей день пользуется заслуженным вниманием самых строгих ценителей искусства.

Георгий Милованов

На фото представлена статуя Венеры Милосской