Владимир Высоцкий. Воспоминания в скульптуре


 

Скульптура Владимира Высоцкого 

Москва, Страстной бульвар

Автор - Геннадий Распопов

Особый интерес вызывает скульптура Высоцкого в исполнении Геннадия Распопова, в первую очередь, тем, что была задумана и спроектирована ещё при жизни артиста в 1976 году. Скульптура расположена на небольшом постаменте в самом конце Страстного бульвара, на его пересечении с Петровскими воротами. Когда речь заходит об этой скульптуре, поклонники артиста всегда вспоминают строчки его песни: «Не поставят мне памятник в сквере // Где-нибудь у Петровских ворот». Увидев работу впервые, поклонники Высоцкого немедленно обратили внимание на то, что у гитары отсутствует плечевой ремень. «Кажется, что она вырастает из спины», - отмечали они. Хотел ли этим что-то сказать Распопов доподлинно неизвестно, однако можно предположить, что гитара выполняет роль неких крыльев, благодаря которым Высоцкий, раскинув в стороны руки, готов отправиться в свой творческий полёт. 25 июля 2015 года исполняется 20 лет со дня торжественного открытия памятника.

Геннадий Распопов также является автором памятника, расположенного во внутреннем дворике Театра на Таганке, на сцене которого Высоцкий сыграл лучшие свои роли. Скульптуру установили 25 января 1988 года в честь полувекового юбилея со дня рождения артиста. Здесь Распопов представил Высоцкого в образе Гамлета. Как известно, роль Гамлета была самой любимой из театрального репертуара Владимира. «Мне кажется, - однажды сказал Высоцкий, - он (Гамлет) один из первых людей на земле, которые так всерьез задумывались о смысле жизни...» Как отмечают критики, Распопову удалось передать эмоциональный настрой артиста – нечто едва уловимое, свойственное лишь ему и его Гамлету. Можно вспомнить, как сам Высоцкий говорил о своей игре: «Я не играю принца Датского. Я стараюсь показать современного человека. Да, может быть, - себя. Но какой же это был трудный путь к себе!..»

Довольно неожиданным стало творческое решение скульптора Леонида Берлина. Он изобразил Высоцкого с гитарой в руках и без одежды. Тем самым он попытался передать открытость артиста перед людьми. 

  Подобный приём «обнажённости души» в скульптуре известен со времён Древней Греции, поскольку древнегреческие понятия о добре и зле трактовали «внешнюю красоту как отражение духовного совершенства человека». Многим позже, в 18-ом веке, знаменитый итальянский ваятель Антонио Канова изобразил императора нагим и объяснил это тем, что «обнажённое тело – язык скульптора».

Берлин назвал своё творение «Бард». С точки зрения мастерства и силы исполнения, «Бард» признаётся одной из лучших работ автора. Возможно, именно поэтому, вопреки негативному отношению близких Высоцкого к этой скульптуре, она находится в постоянной экспозиции «Музеона» - музея под открытым небом.

Ещё одна скульптура Высоцкого расположена в Музее городской скульптуры на Петровке. Автор работы – Зураб Церетели. «С Высоцким много воспоминаний связано», - не раз отмечал Церетели. Поэтому эта работа несёт в себе не только мастерство исполнения, но и отпечаток сугубо личного видения. Скульптор придаёт этому образу особые черты – увиденные лишь им одним. Стоит обратить внимание, что скульптурная композиция дополнена куполами церквей – они расположены за левым плечом артиста. А ведь именно за левым плечом по преданию обитает последователь падшего ангела – искуситель. Здесь словно передано противостояние двух сил, свойственное творчеству Высоцкого. Внизу памятника выгравированы строки из знаменитой «Песни о России»: «Грязью чавкая жирной да ржавою, // Вязнут лошади по стремена».

В 1982 году Театр на Таганке организовал творческий конкурс на лучший проект памятника Высоцкому, который в дальнейшем планировалось установить в  Ваганьково. Спустя несколько месяцев, 25 января 1983 года, состоялось открытие выставки проектов, её экспозиция насчитывала порядка тридцати скульптур. Победителем конкурса стал проект Александра Рукавишникова – парадный, блестящий, насыщенный аллегориями. Скульптор изобразил Высоцкого словно рвущегося из непонятных пут, над его головой – гитара, а за спиной – неспокойные кони. «Но что-то кони мне попались привередливые, // Коль дожить не успел, так хотя бы допеть!» Именно этот памятник и был установлен в Ваганьково 12 октября 1985 года. Стоит отметить, что скульптуру Высоцкого по достоинству оценили искусствоведы и критики, а Академия художеств СССР наградила Рукавишникова серебряной медалью.  

Денис Рыков