"Музеи Жизни"


Музеями шоколада, ванили или чая уже давно никого не удивишь –  они имеются практически во всех странах мира. Но вот музеи «несладкой провизии» или, как их ещё называют «Музеи Жизни» стали появляться сравнительно недавно. Вначале они были «фруктовые». Самый знаменитый музей фруктов «Museo della Frutta» находится в итальянском Турине. Его постоянная экспозиция представлена работами выдающегося учёного 19 столетия Франческо Гарньера Валетти. Плодово-ягодная коллекция Валетти состоит из множества искусственных мандаринов, яблок, груш, персиков, лимонов, винограда, слив… Все они выполнены из алебастра, смолы и каучука с применением уникальных, ранее неизвестных методов лепки моделей. Стоит отметить, что и сегодня метод Валетти признаётся одним из лучших в производстве муляжей. В своё время мастер был отмечен наградами на международных агровыставках в Риме, Флоренции, Лондоне, Париже и ряде других городов. Также в «Museo della Frutta» можно ознакомиться с книгами и научно-исследовательскими работами, посвящёнными агрикультуре 19-20 вв.

Италия славится и музеями национальных блюд. В Риме можно посетить «Museo Nazionale delle paste alimentari» - Национальный музей макарон – и ознакомиться с технологиями производства популярного продукта. Экспозиция представлена чанами и трубочками, применяемыми в средние века, механическими мельницами 19 столетия, а также электрическими тестомесильными агрегатами. Отдельный зал отдан под инновационные проекты последних лет. Кроме того, в музее имеются постеры и инсталляции «сцен с макаронами» из знаменитых итальянских кинофильмов. В частности, ужин героев фильма «Трудная жизнь» (реж. Дино Ризи, 1961 г.) в исполнении Леа Массари и Альберто Сорди. Любопытен и тот факт, что ещё в 70-е годы подобные сцены стали частью рекламной кампании известной макаронной фирмы «Delverde». Фирма выкупила право на использование кадров, на которых запечатлены Клаудия Кардинале, Стефания Сандрелли, Марчелло Мастроянни и многие другие с дымящимся блюдом макарон. В «MuseoNazionaledellepastealimentari» имеется возможность увидеть рекламные ролики «Delverde» на большом экране кинозала. 

Музей другого национального блюда – пиццы – «Museo Nazionale delle Pizza», - расположенный в предместье итальянской столицы, представляет собой скорее дегустационный зал. Его экспонаты – это множество разновидностей свежевыпеченной пиццы. Именно поэтому посещение музея осуществляется в строго определённое время и по предварительной записи. Однако здесь присутствуют и более привычные для музея предметы – старинные книги кулинарных рецептов и образцы картонных коробок, в которых обычно продаётся пицца, атрибуты пиццайоло и многое другое. Во дворе музея стоит настоящая дровяная печь, а экскурсоводы рассказывают об истории создания и продвижения пиццы. По одной из легенд, её завезли из Палестины римские легионеры. А спустя столетия, в 20 веке, пицца заняла первое место в мире по продажам путём курьерской доставки.

Везде самым важным музеем в своём роде считается Музей хлеба. Один из них также находится в Италии, в провинции Лоди. Его залы занимают первый этаж средневекового замка Morando Bolognini. Замок был превращён в дом-музей графа в 1933 году. Для посетителей открыты Тронный, Зеркальный, Обеденный залы, выставочный зал с уникальной коллекцией оружия и доспехов, личная библиотека династии Bolognini. До сих пор остаётся загадкой причина, по которой Музей хлеба обосновался в этих стенах. Можно лишь предположить, что она кроется в истории замка, не раз подвергавшемуся осадам со стороны французов и испанцев. Именно тогда в замке было обустроено помещение для длительного хранения муки, из которой, собственно, и выпекался хлеб. На сегодняшний день музей представлен пятью залами. Здесь можно проследить весь путь превращения обычного злака в хлеб. Не менее интересна архивная комната музея, где размещены правительственные указы 18-19 веков «О государственной хлебной политике», всегда представлявшей особую важность для страны.

  Подобного рода музеи быстро приобрели популярность, стали появляться частные музеи. Один из первых и наиболее привлекательных – это Музей олив Карло Карли в Лигурии (Италия). 

Его экспозиция насчитывает несколько сот артефактов, свидетельствующих о существовании оливковых деревьев ещё на ранней стадии развития человечества. А умение древних людей добывать из олив масло многие археологи приравнивают к умению добывать огонь. Коллекция артефактов принадлежит семье, занимающейся изготовлением оливкового масла на протяжении полутора веков. Отдельно следует упомянуть про косточки олив. Из них делали украшения, напоминающие бусы, чётки и счёты, позже их научились прессовать в твёрдую массу, из которой в первую очередь стали вырезать посуду для хранения олив.  

В 2010 году в Коллеккьо (Италия) открылся первый официальный Музей помидора. Если повезёт, то вашим экскурсоводом по залам может стать настоящий синьор Помидор! Он весел и остроумен, а объясняет это тем, что «помидоры содержат серотонин, известный как гормон счастья». На самом же деле, vip-экскурсии проводят опытные селекционеры, знающие о 25 тысячах сортов этого овоща практически всё! Особое место в музее отводится научным материалам русского учёного-агронома Андрея Болотова, работавшего на рубеже 18-19 веков. Именно благодаря исследованиям Болотова, растение «помидор» признали овощной продовольственной культурой. Как и с любой «знаменитостью», с помидорами связано множество легенд. Например, считается, что ёмкость для консервирования помидоров изобрёл французский кулинар, за что был награждён именной грамотой самим Наполеоном. Или то, что итальянцы прозвали этот овощ золотым яблоком (pomo d’oro), так как ранее им приходилось делать соусы ко вторым блюдам из яблок, но с появлением помидора вкус соусов стал значительно привлекательнее. С легендами, занимательными историями и образами помидора в литературе и на экране можно ознакомиться в специальном художественном зале музея. 

Музеи «несладкой провизии» имеются и за пределами Италии. Так, массу пересудов вызвал Frietmuseum – Музей картошки фри в бельгийском городе Брюгге. Дело в том, что коллекционеры предлагают вниманию посетителей неопровержимые, по их мнению, доказательства зарождения блюда «фри» именно в их стране. К ним относятся рукописи 16 века, в которых описываются званые обеды фландрийских домов; кулинарные рецепты 17-18 веков, передающиеся из поколения в поколение и ряд других артефактов, указывающих на бельгийское происхождение блюда. Однако с этим в корне не согласны французы – они утверждают, что «фри» является их национальным блюдом, и подавалось оно к столу ещё при правлении Людовика XII (1498—1515).

В Германии, в баварской средневековой башне, расположен Европейский музей спаржи. Оказывается, спаржа является чуть ли ни самой любимой приправой у немцев. Особый интерес вызывает зал истории и культуры, экспонаты которого свидетельствуют о существовании растения ещё за несколько веков до нашей эры. Например, фотографии, сделанные при раскопках земель, некогда представлявших собой Древний Египет. На фотографиях запечатлены рисунки с изображением спаржи. По крайней мере, так утверждают опытные археологи. В Древней Греции веточки спаржи являлись атрибутами обряда поклонения богини любви Афродите, также ими устилали ложе в первую брачную ночь. В 16 веке, во многом благодаря Людовику XIV, а точнее его вкусовым пристрастиям, спаржу стали именовать «королевским яством». 

Наиболее популярными музеями «несладкой провизии» считаются музеи сыра. Они находятся в странах – «законодателях моды» на этот продукт – Италии, Франции, Швейцарии и Нидерландах. Сыр стал неотъемлемой частью их культуры. Существует поговорка: «Чтобы узнать человека, нужно вместе с ним съесть дюжину головок сыра» (аналог нашего «пуда соли»). Торговцев сыра отличают соломенные шляпки и сырные повозки, не изменяющие свой облик с 14 века. Традиционным местом, куда съезжаются почитатели сыра со всего мира, является город Алкмар и его знаменитые ярмарки в Нидерландах.

В настоящее время в России музеи «несладкой провизии» не столь популярны как в Европе, однако несколько музеев всё же открыты, например, Санкт-Петербургский Музей Хлеба или Музей «Еда Руси» в Подмосковье.

Роман Ивлев

На фото представлена работа русского художника Антона Чиркова "Хлебы"