Электротеатр "Станиславский"


Электротеатр СТАНИСЛАВСКИЙ продолжает историю одной из важных культурных институций Москвы, деятельность которой началась сто лет назад, в 1915 году. Именно тогда бывший доходный дом превратился в «синематографический дворец» — Электротеатр «Арс». Самый большой и современно оборудованный кинозал в Москве сразу стал одним из наиболее модных и оживлённых мест города. «Арс» пережил революцию, но был закрыт в первые же годы cоветской власти.

После этого здание на Тверской превратилось в известный театральный адрес на карте московской художественной жизни. С 1921 года здесь работал детский театр Н.И. Сац, а с 1937 — МТЮЗ.

В 1935 году по соседству открылась Оперно-драматическая студия Константина Сергеевича Станиславского — экспериментальная лаборатория, которая должна была стать местом практического воплощения его творческой системы. В работе со студентами оперного и драматического классов Студии К. С. Станиславский надеялся подытожить весь свой педагогический опыт, опробовать пути воспитания универсального актёра и создания синтетического спектакля. В этой работе К. С. Станиславскому помогали лучшие актёры МХАТа: М. П. Лилина, О. Л. Книппер-Чехова, И. М. Москвин, В. И. Качалов, Л. М. Леонидов. Репертуар, над которым работали студийцы, состоял из пьес А. П. Чехова, Л. Н. Толстого и У. Шекспира.

После смерти Станиславского в 1938 году Оперно-драматическую студию возглавил его ученик — актёр, режиссёр и педагог Михаил Кедров. В 1946 году статус Студии изменился, она была преобразована в Оперно-драматический театр им. К. С. Станиславского. Всего два года спустя, в 1948-м, оперное отделение было упразднено, театр стал драматическим — а еще два года спустя переехал в здание бывшего кинотеатра «Арс».

Периодом стабильной и успешной работы можно назвать время между 1950 и 1963 гг. Тогда театр возглавил ещё один ученик К.С. Станиславского, выдающийся актёр и педагог Михаил Яншин. Именно в те годы сложился яркий актёрский ансамбль: Евгений Урбанский, Евгений Леонов, Лилия Гриценко, Леонид Сатановский, Майя Менглет, Владимир Анисько, Юрий Гребенщиков, Елизавета Никищихина, Алефтина Константинова, Владимир Коренев и другие. «Чайку» А. П. Чехова (1954) и «Дни Турбиных» М. Булгакова (1954) в постановке Яншина театр с огромным успехом играл не один сезон.

В 1963 году театр возглавил режиссёр и историк театра Борис Львов-Анохин, во многом продолживший усилия Яншина, направленные на создание сильной и разнообразной труппы, способной интересно работать с непривычным для советского театра репертуаром. Успешной постановкой театра стала «Антигона» Жана Ануя, а роль Антигоны в исполнении Елизаветы Никищихиной до сих пор остаётся одним из наиболее значительных женских образов послевоенного советского театра.

В 1970-е годы театр переживал кризис, который завершился в 1977 году с приходом на должность главного режиссёра Андрея Алексеевича Попова. Как и Яншин, Попов обладал талантом педагога и «собирателя талантов», в сфере его притяжения оказывались молодые режиссёры и актёры, за которыми сам Попов видел потенциал театра будущего. Вместе с ним в театр пришли его ученики: Анатолий Васильев, Борис Морозов и Иосиф Райхельгауз. Они осуществили постановки, с которыми принято связывать прорыв в творческой жизни театра им. К.С. Станиславского. Два спектакля Анатолия Васильева — «Первый вариант «Вассы Железновой»» (1978) и «Взрослая дочь молодого человека» (1979) — стали театральным явлением, повлиявшим не только на советский, но и на мировой театр.

С 1980 по 1989 гг. театр возглавлял Александр Товстоногов. Несмотря на сильный актёрский состав и ряд чрезвычайно удачных постановок по пьесам драматургов нового поколения («Экспромт-фантазия» В. Токаревой, «Ной и его сыновья» Ю. Кима, «Новоселье в старом доме» А. Кравцова, «Ул. Шолом-Алейхема д. 40» А. Ставицкого), в этот период театр начал терять динамику развития и популярность. Эпоха политических реформ совпала для театра им. К.С. Станиславского с длительным периодом неясности эстетической программы. Начиная с 1990-х гг. в театре сменилось несколько художественных руководителей: Роман Козак, Виталий Ланской, Семён Спивак, Татьяна Ахрамкова, Владимир Мирзоев, Александр Галибин и Валерий Белякович, возглавлявший коллектив до конца сезона 2012/2013.

Автор программы обновления и нынешний художественный руководитель театра — Борис Юхананов, режиссер, теоретик театра и педагог, ученик Анатолия Эфроса и Анатолия Васильева. В июле 2013 года Борис Юхананов возглавил театр по итогам конкурса на предложение концепции развития Московского драматического театра имени К.С. Станиславского, проведенного Департаментом культуры города Москвы.

Новое название Московского драматического театра имени К.С. Станиславского — Электротеатр СТАНИСЛАВСКИЙ.

Электротеатр СТАНИСЛАВСКИЙ — это комплексная творческая территория, центром которой является обновленный театр им. Станиславского. Театр расположен на главной улице Москвы, по адресу Тверская, 23.

Символическое наследие трех исторических мест: кинотеатра (Электротеатр АРС), Оперно-драматической студии Станиславского и драматического театра имени К.С. Станиславского — Электротеатр СТАНИСЛАВСКИЙ берет с собой в новую эпоху.

 


Задачи Электротеатра — создание центра мировой режиссуры, объединение репертуарного театра и современной культурной площадки, осуществление синтеза радикального поиска молодых режиссеров, композиторов, художников и хореографов с классической театральной традицией.

Электротеатр СТАНИСЛАВСКИЙ — это уникальный опыт трансформации легендарного московского театра. Кардинальное обновление не ломает, а бережно сохраняет характер и дух места, что отражается как в архитектурном проекте, так и в кадровой политике: труппа театра полностью сохранена и участвует во всех новых постановках вместе с пополнившими ее молодыми актерами.

Борис Юхананов, художественный руководитель Электротеатра СТАНИСЛАВСКИЙ:

 «Это высокотехнологичное социокультурное пространство, открытое городу, в центре которого располагается наисовременнейший театр с очень радикальной и в то же время выверенной художественной программой. Можно сказать, что из последних чудес театральной революции, которая происходит в нашей стране, это единственный театр, переживший фундаментальную трансформацию, при этом полностью сохранивший всю труппу. И вся эта труппа с удовольствием — что уже видно из первого сезона — отправляется в самые разнообразные приключения, участвуя в таких сложнейших режиссерских стилях, как стиль Теодороса Терзопулоса, стиль Александра Огарева — ученика Васильева, стиль Ромео Кастеллуччи. Электротеатр открывается не только как драматический (хотя, в первую очередь, это театр, сохраняющий драматические традиции), но и как оперно-драматический — он открыт для пограничных приключений самого разнообразного рода».

Техническое открытие здания Электротеатра СТАНИСЛАВСКИЙ состоялось в конце ноября 2014 года. Тогда же начались сценические репетиции спектаклей нового репертуара Электротеатра, работа над которыми велась в течение года в других помещениях. Самым ярким событием предпремьерного периода стала серия открытых репетиций (показы: 5, 6, 7 декабря 2014) спектакля прославленного европейского авангардиста Ромео Кастеллуччи «Человеческое использование человеческих существ», премьера которого намечена на март 2015 года.

Торжественное открытие Электротеатра СТАНИСЛАВСКИЙ состоялось 26, 27, 28, 30, 31 января 2015. В программе открытия: световое шоу «Электрофасад», церемония открытия, премьера спектакля «Вахканки» Теодороса Терзопулоса, вернисаж выставки Йоханны Вебер, немецкого фотографа, которая десятилетиями документировала творческий путь Т.Терзопулоса.

До июля 2015 года, Электротеатр представит шесть премьер: «Вакханки» Теодороса Терзопулоса, «Анна в тропиках» Александра Огарева, «Человеческое использование человеческих существ» Ромео Кастеллуччи, а также три проекта в постановке художественного руководителя Электротеатра Бориса Юхананова — спектакли «Синяя птица», «Стойкий принцип» и оперный сериал «Сверлийцы».

Реконструкцию театра осуществляет бюро Wowhaus — авторы института «Стрелка», преобразований в Парке Горького и обновленной Крымской набережной. Разрозненные помещения здания объединены в цельное пространство, соответствующее трендам мирового театра и приспособленное для осуществления самых сложных технических и творческих замыслов.

Комплекс Электротеатр СТАНИСЛАВСКИЙ — это:

Театральный двор — площадью 400 м2 - новое общественное пространство, оборудованное системой зрительских галерей в различных уровнях. Во дворе планируются театральные, музыкальные постановки, фестивали, перформансы. Двор может превратиться в огромный зрительный зал для просмотра спектаклей, идущих на Малой сцене комплекса. Также двор может использоваться для проведения городских мероприятий.

Большой универсальный зал — площадью 424 м2 на 300 зрительских мест с трансформируемой сценой для любого типа постановки.

Малая сцена с отдельным входом и фойе площадью 450 м2 - трансформируемое пространство с раздвижной стеной, позволяющее смотреть спектакль из театрального двора.

Многофункциональное фойе, предназначенное для проведения выставок, лекций, а также может служить дополнительным сценическим пространством

6 репетиционных залов общей площадью 480 м2.

Производственные мастерские и цеха

Склад декораций оснащён подъёмником

Театральный пошивочный цех один из крупнейших в Москве площадью более 400 м2 с новейшим оборудованием и дополнительными помещениями по покраске тканей, примерке костюмов и т.п.

Бюро Wowhaus основано в 2007 году архитекторами Дмитрием Ликиным и Олегом Шапиро. Попробовав свои силы в различных архитектурных жанрах, в последние годы бюро специализируется на архитектуре общественных пространств – от благоустройства городских парков до разработки градостроительных концепций.


Редакция издания "Мир и Личность" благодарит представителя отдела по связям с общественностью Электротеатра "Станиславский" Михаила Хохлова за предоставленный материал