Французский фарфор XVII-XVIII веков


XVII-XVIII века – время блестящего расцвета французского прикладного искусства. Изделия королевских и частных мануфактур XVII – начала XVIII века – мебель, ткани и прочее – отличаются высоким художественным совершенством и являются свидетельством мастерства французских изготовителей, которые из поколения в поколение передавали своё искусство.

В числе других мануфактур в XVIIвеке интенсивно работали и фаянсовые фабрики. На базе фаянсового производства во Франции в конце XVIIвека создаются первые фарфоровые мануфактуры. В то время фарфор в больших количествах ввозился в Европу из Китая. Высокие художественные и практические достоинства китайского фарфора издавна вызывали восхищение европейцев. Недостаток технических знаний и оборудования долгое время делал неудачными все попытки европейских мастеров открыть секрет китайского фарфора. Франция была первой европейской страной, начавшей производство собственного фарфора. Но и французский фарфор, выпускавшийся в конце XVII века и на протяжении почти всего XVIII века, по существу, ещё не был настоящим фарфором, а только очень походил на него по внешнему виду. Это был так называемый «мягкий» фарфор, или полуфарфор, в состав которого не входят важнейшие части фарфоровой массы – каолин и полевой шпат; он состоит из кварцевого песка, гипса, соды, селитры и некоторых других веществ и не требует очень высокой температуры обжига. По своему составу «мягкий» фарфор ближе к стеклу, чем к фарфору. Настоящий «твёрдый» фарфор был выработан позднее, в первой половине XVIIIвека, сначала в Саксонии, затем в России и в других странах; во Франции «твёрдый» фарфор вытесняет полуфарфор в конце XVIII века. «Мягкий» фарфор настолько превосходил своими качествами фаянс, что слава изделий первого фарфорового завода в Сен-Клу, близ Парижа, распространилась по всей Европе. К началу XVIII века во Франции возникает целый ряд частных фарфоровых мануфактур. Уникальны образцы изделий частных мануфактур в Меннеси и в Шатильи с росписью, подражающей китайскому фарфору. Одним из лучших произведений завода Меннеси является фигурка «Китаец».

С середины XVIIIвека, благодаря запрещению частным мануфактурам пользоваться многокрасочной росписью, преимущественное положение приобретает королевская мануфактура Венсенна, в 1756 году переведённая в Севр, под Парижем.

Французский фарфор XVIIIвека ярко воплощал в себе художественный стиль эпохи. Изделия Севрского завода первой половины XVIIIвека – сервизы, вазы, различные декоративные предметы – по своим формам, орнаментации, красочности являются типичными произведениями стиля рококо – «прихотливо нарядного стиля». Замечательны глубокие кобальтовые, бирюзовые, зелёные тона, характерные для севрского фарфора этого времени. На Севрском заводе работали лучшие художники Франции. Много рисунков для фарфора делал Буше. В течение ряда лет в Севре работал модельмейстером крупный французский скульптор Фальконе. Особенно великолепны образцы мелкой пластики, исполненные по его моделям, из так называемого «бисквита» - непокрытого глазурью фарфора. Среди них наиболее замечательна группа «Пигмалион и Галатея».

Во второй половине XVIIIвека во французском фарфоре преобладающим становятся более строгие формы, прямые линии, восходящие к античному искусству мотивы украшений – черты, характерные для искусства эпохи классицизма. Из произведений этого периода особое место занимают предметы из «Бирюзового сервиза с камеями», выполненного по заказу ЕкатериныIIи являющегося одним из лучших образцов севрского фарфора.

Интересна коллекция керамики эпохи Французской буржуазной революции – фаянсовые изделия с революционными лозунгами и фарфор с изображением трудовых процессов.

Стремление к парадности и роскоши, характерное для искусства эпохи империи, заметно прослеживается на французском фарфоре начала XIX века. Строгие формы предметов «Олимпийского сервиза», исполненного на Севрском заводе в 1805 году, сочетаются с яркой многокрасочностью росписи, обилием позолоты. Сюжеты росписей «Олимпийского сервиза», исполненных каждая отдельным художником, взяты из античной мифологии. Влияние античного искусства проявляется также и в формах отдельных предметов, восходящих к формам античной керамики.

В 1806-1808 годах по заказу Наполеона на Севрском заводе был исполнен великолепный «Египетский сервиз». Оба сервиза – «Олимпийский» и «Египетский» - были подарены Наполеоном АлександруI после заключения Тильзитского мира.

Строгие антикизирующие формы, умелое расположение чёткого орнамента и росписей, навеянных древнеегипетским искусством и впечатлениями военной экспедиции в Египет (1798-1799гг.), изысканное сочетание прекрасного по глубине тона кобальта и золота гризайльной росписи и мягкого сливочного цвета фона – всё это делает «Египетский сервиз» не только одним из замечательнейших произведений Севрского завода, но и великолепным образцом декоративного искусства эпохи империи.

Начиная с первой четверти XIXвека во Франции возникает большое количество новых частных фарфоровых заводов, среди которых особенно выделяются заводы Даготи, «Rue de Crussol».

Изделия этих заводов характеризуют дальнейший путь развития французского фарфора, который всё шире входит в быт населения. Формы изделий первой половины XIX века становятся проще, роспись перестаёт быть пышно декоративной, исчезают античные мотивы. На вазах и сервизах появляются жанровые сцены, пейзажи, портреты, виды городов. Например, жанровые сцены на предметах, расписанных художником Свебахом, предметы сервизов с изображениями сцен из «Поля и Виргинии», «Робинзона Крузо», с видами Парижа и т.п.

О появляющемся во Франции в первой половине XIX века интересе к русской культуре и искусству свидетельствуют отчасти росписи, изображающие русские национальные типы, виды русских городов, а также изделия французских фарфоровых заводов 40-50-х годов с типичным русским орнаментом.

Материал подготовлен

редакционным коллективом

На фото представлена тарелка "Меркурий"