На бал! На бал!


 

Как известно, излюбленной забавой во все времена считался танец. В основе любого танца, как правило, лежит обряд ухаживания. В одних танцах это проявляется открыто, в других – в более утончённой форме.

В эпоху Возрождения танцы людей в основном состояли из энергичных прыжков и стремительного кружения и вращения дам. Кавалер «отчаянно топал и громко кричал». Современник писал: «С парнем, не умеющим или не желающим как следует кружить девку, последняя ни за что не хочет плясать и называет дураком…»

Зачастую танцы принимали непристойный вид, некоторые утверждали, что в «каждом танце замешан дьявол». Почтенные жители европейских городов старались танцевать «благоразумно». На танцах и балах родители пытались присмотреть для своих дочерей женихов и охотно демонстрировали «свой товар».

На праздниках обильно ели, много пили и непрерывно танцевали. Современник пишет: «Едва выйдя из-за стола, кавалер обхватывал даму, и пары неслись в бешеном вихре. Казалось, никто не может устоять. Мужчины так топали ногами, что гудела земля. Цветные женские юбки кружились яркими колёсами.

Во время маскарадов имели место весьма дерзкие шутки и розыгрыши во всех слоях населения. Об одном празднике, устроенном при французском дворе в 1389 году, читаем: «Ночью все надели маски и позволяли себе такие выходки, которые скорее достойны скоморохов, чем таких знатных особ. Это вредный обычай превращать ночь в день и наоборот вместе со свободой безмерно есть и пить привели к тому, что люди вели себя так, как не следовало вести себя в присутствии короля и в таком священном месте, как то, где он во время похода держал свой двор».

А в 1400 году в Венеции постановили: «Никто не имеет права ходить во время карнавала с закрытым лицом».

Все танцы каким-то образом отражают свою эпоху. Абсолютизм привнёс в танцы прежде всего «игривость». В моду вошли менуэт, аллеманда и вальс. Танец повсеместно стал более изысканным, а движения – запланированными. В Англии появились «поцелуйные танцы», во время которых партнёры, танцуя, обменивались поцелуями.

В середине 18-ого века в Европе вошёл в моду танец аллеманда. Танец, первоначально получивший своё распространение в Германии, стал достойным конкурентом вальсу. Это шаловливый танец, предполагающий изображение «страсти» и допускающий кокетство. Современник писал: «Однако самым характерным танцем эпохи абсолютизма стал менуэт. В нём отражалась сама сущность того времени. Менуэт считается величайшим произведением искусства, когда-либо созданным в области танца. В менуэте всё подчинено церемонности, не допускающей никаких отклонений от заданного рисунка танца. В менуэте торжествует закон эпохи абсолютизма – поза и демонстрация. Поэтому менуэт достиг своего совершенства только на придворном паркете, ибо там величественность и размеренность всё равно являлись законом для каждого движения, и именно здесь вся жизнь состояла из игры и изящества. К тому же кринолин и высокие каблуки вынуждали создавать особый танец».

В менуэте, как и других танцах, предполагалось ухаживание: танцевать менуэт – это значит «чертить тайные знаки любви». На балах вошла мода на веера, чтобы дамы могли навевать прохладу, причём, прикрываться веером считалось неприличным. И только в Испании при помощи веера дамы обменивались со своими кавалерами условными знаками.

Большим успехом пользовались танцы и балет. Новерр, знаменитый танцор 18-ого века, писал: «Танцы и балет в наше время – настоящая модная болезнь. Публика увлекается ими до умопомешательства, и никогда никакое искусство не пользовалось таким успехом, как наше. Увлечение балетом замечается повсеместно и заходит очень далеко. Все государи украшают им свои представления».

В 19-ом веке, особенно в 1-ой половине, карнавал (маскарад) вошёл в большую моду и стал проводиться в закрытых помещениях. Как правило, он устраивался между Новым годом и Великим постом. Устроителями этих мероприятий были представители общественных собраний. В конце 19-ого века в Европе карнавал (маскарад) практически вышел из моды, его устраивали исключительно в частных домах.

Популярными были образы «Королева Елизавета», «Мария Стюарт», «Ночь» и т.д. Высокие и стройные дамы особенно эффектно смотрелись в платьях с длинными шлейфами. При создании костюма требовалась прежде всего историческая достоверность, поэтому каждая мелочь в образе играла важную роль.

Был выработан свод специальных правил, так называемый «порядок бала». Под «порядком бала» подразумевался не только определённый этикет, но и последовательность объявляемых танцев. Назначался распорядитель бала, опытный мужчина, «знаток бального дела».

В особо торжественных случаях над проведением бала работал целый комитет, распределявший танцы и время для отдыха танцующих. Порядок танцев печатался на маленьких карточках, которые вручались каждой даме при входе в бальный зал. Бал, как правило, открывался величественным полонезом. В нём принимали участие все присутствующие, независимо от возраста. Это напоминало скорее прогулку, чем танец. Многие полонез воспринимали как удобный случай поближе познакомиться. Полонез – настоящий смотр: изучались походка, манера держаться, богатый и со вкусом подобранный туалет. К концу 19-ого века в полонезе вообще не присутствовали какие-либо танцевальные фигуры.

Строгий этикет требовал неукоснительно соблюдать определённые правила во время танцев. В начале века вальс танцевали медленно, постоянно подчёркивали грацию движений дамы и её кавалера. В конце 19-ого века темп вальса убыстрился. Однако хороший тон по-прежнему отрицал «быстроту и вихрь» в вальсе.

Большой популярностью пользовалась полька. Пары, встав в ряд одна за другой, под звуки музыки описывают круг по залу. К концу века исполнение польки изменилось: пары стали двигаться произвольно и не совершали общий круг по залу. Любимыми и распространёнными танцами стала кадриль, или контраданс. В прошлые времена в танце участвовали одновременно только четыре пары. Танец был очень сложным и требовал большого умения. Постепенно число пар увеличилось, танец стал проще, пары выстраивались друг за другом в ряд.

Особое место в бальных танцах занимает котильон. Он состоял из множества туров и растягивался часа на два. Его танцевали непосредственно перед ужином.

Из правил этикета 19-ого века:

«Для первого бала принято одевать молодую девушку в лёгкий, простой белый костюм, с маргариткой или розовым букетом в волосах и голубым или розовым поясом из ленты. Драгоценностей никаких, кроме разве нитки жемчуга. Причёска должны быть простая, без взбитых локонов и в особенности без фальшивых волос. Платье не должно быть декольтированным».

В светском обществе принимали и оценивали человека прежде всего по его одежде и манерам. Правила поведения были расписаны для любых ситуаций и их следовало выполнять.

Конечно, история не забыла печального случая, происшедшего в Испании с Карлосом III. Придворный устав, строгий и торжественный, требовал, чтобы владыки Испании проводили в каждом из своих замков точно установленное время. Срок пребывания был регламентирован уставом. Карлос III заболел воспалением лёгких, врачи настаивали на постельном режиме. Однако в предписанное церемониалом время он всё-таки выехал в Эскуриал и скоропостижно скончался.

Высшие слои общества стремились постоянно следовать правилам светских отношений

Самое почётное – быть представленным к высочайшему двору, то есть попасть на приём к коронованной особе.

Если представление было назначено на утро, надевали закрытое шёлковое платье светлого цвета и шляпу. Если вечером – нарядное платье с декольте и короткими рукавами. Девицы шляпок не носили, у них были в волосах цветы.

На придворном балу замужние дамы становились в ряд – по чину своих мужей, а дочери – по левую руку от матери.

При русской императрице существовал придворный дамский штат. К первому отделу относились придворные дамы свиты (статс-дамы, гофмейстерины и фрейлины свиты), которые носили платья с бархатными шлейфами различных цветов, вышитые золотом и серебром по специальному «форменному» рисунку.

 

Ко второму отделу относились городские придворные дамы, которые могли выбрать платья по своему усмотрению. При этом вышивка на шлейфах должна была быть не «форменного», а «фантастического» узора. Для балов предназначались только белые туфли и башмаки.

При входе в зал членов царской фамилии нужно было сделать низкий поклон. Никогда никто не мог уехать с придворного бала, пока последний член императорской фамилии не покидал зал.

По правилам хорошего тона русского светского общества не обязательно было одеваться очень богато, вычурно. Главное, чтобы вещь хорошо смотрелась на человеке. Нужно было одеваться со вкусом и изящно. При выборе материи обращали внимание на её цвет. Высоким и полным женщинам не рекомендовали носить светлые и яркие тона. Для девушек яркие тона считалось носить неприлично. Дамам за сорок лет не советовали одеваться в розовый и голубой. Молодым запрещали носить жёлтые и лиловые одежды. Белый цвет носили и молодые, и пожилые дамы. Считалось дурным вкусом неумение сочетать цвета в нарядах. Не полагались следующие сочетания: зелёный с синим, зелёный с красным, синий с лиловым. В платье, шляпке, зонтике и перчатках требовалось добиваться благородной гармонии.

В зависимости от возраста выбирали материю: молодым воздушные и лёгкие ткани – кисею, газ, тарлатан, дамам – бархат и атлас.

В моде были разнообразные веера. Для балов при белом платье был необходим белый веер. Считались изысканными шёлковые, перламутровые и цвета слоновой кости веера. К цветным платьям требовались исключительно цветные веера. Для замужних дам предполагались веера из страусовых перьев или кружевные.

Этикет позволял девушкам носить жемчуг, кораллы, бирюзу, горный хрусталь и украшения слоновой кости. Они могли надеть только одно маленькое «простенькое» колечко. Кораллы носили, как правило, на чёрном. Аметисты не надевали к синему, голубому и лиловому, бирюзу – к голубому.

Только замужние женщины имели право носить разнообразные украшения. Днём разрешалось надевать цветные камни, массивные золотые вещи и камеи (изображения, вырезанные на камне, слоновой кости). Вечером – бриллианты. Дамам рекомендовали иметь комплект (в старину называли «убор») украшений: серьги, брошь, ожерелье, медальон, крест или кулон, браслет, запонки, часы с цепочкой, кольца и гребень.

В 19-ом веке очень любили духи и активно ими пользовались. Считалось дурным тоном, если человек душился сильно, «без всякой меры». Допускался только очень слабый приятный аромат.

Из книги об этикете 19-ого века:

«Истинная утончённость состоит в соблюдении величайшей вежливости во всём, до самых ничтожных мелочей. Мы все стремимся к утончённости. Женщина согласна не слыть красавицей с условием, чтобы её называли утончённой; многие люди готовы сознаться в том, что они не богаты, не знатны, зная, что их утончённость вполне заменяет золото и гербы; наконец, и уму, и таланту утончённость необходима точно так же, как она необходима красоте, богатству и знатности. Поэтому кто желает наверняка быть утончённым, тот должен соблюдать самую изысканную вежливость светских отношений».

В понятии современного человека старинные балы – это сплошная романтика и роскошь. Однако историки пишут о том, что многочисленные свечи изрядно коптили и давали неровное и не очень яркое освещение бального помещения. Постоянно на причёски и наряды присутствующих падал воск свечей. Не было бала, чтобы от духоты дамы не теряли сознание. Буквально каждая партнёрша по танцу держала в руке маленький букетик живых цветов и периодически их нюхала – в те времена не было принято стирать военные мундиры даже перед балом… А роскошные горжетки из меха носили ближе к лицу – именно там скапливались блохи. Горжетки спасали свою владелицу от дальнейшего блошиного продвижения. Часто между танцами многочисленные слуги энергично вытряхивали горжетки знаменитых дам, освобождая их от назойливых насекомых. И всё-таки нам свойственно идеализировать ту «волшебную пору»…

В современной России балы вновь вошли в моду. Это школьные и студенческие балы, сезонные, рождественские, домашние и благотворительные

С начала 21-ого века Москва стала проводить Венские балы. По правилам бала гости не могут начать танцевать, пока свой первый вальс не исполнят дебютантки. И только после знаменитой фразы ведущего: «Вальсируют все!», все гости кружатся в танце. Венский бал – это волшебная ночь вальса, полонеза, галопа, мазурки и кадрили. Венский бал в Москве включает в себя гала-концерт. И, конечно же, «венский буфет» для всех желающих попробовать блюда австрийской кухни: шницель, булочки, штрудель и кофе по-венски.

Конечно, многие бальные традиции забыты, однако и на современных балах надо строго придерживаться определённых правил. Необходимо знать, что на балу могут присутствовать люди разных возрастов, и все они – дамы и кавалеры. На церемонию открытия бала нельзя опаздывать. На балу участники должны вести себя вежливо, громкие разговоры и мобильные телефоны недопустимы. Во время бального мероприятия принято красиво танцевать, красиво ходить и даже стоять в красивой позе. Женщины и мужчины всех возрастов, принимая приглашение на бал обязаны уметь танцевать и демонстрировать своё умение на паркете. Отказ воспринимается как неучтивое отношение к организаторам и всем гостям бала. Гости обязаны выполнять все просьбы распорядителя и заранее изучить танцевальную программу бала. Как правило, первый танец (вальс) открывают хозяин и хозяйка (или особо почётные гости) бала. После исполнения первых трёх туров вальса присоединяются остальные гости.

В танце необходимо строго соблюдать точность своих движений, так как в противном случае это может нарушить общее движение танцующих. Запрещается покидать паркет до окончания танца без уважительной причины. Если в танце парой допущены ошибки, кавалер полностью принимает их на свой счёт, так как он является ведущим. Кавалер обязан танцевать и ухаживать за дамой, которую он официально пригласил на бал.

Дамам нельзя давать согласие на один и тот же танец нескольким партнёрам. Читаем правила: «Дамам, оставшимся без приглашения на танец, не следует выказывать своего неудовольствия – ни одна черта лица не должна выдать разочарования и дурного расположения духа. Лучше сделать вид, будто вы с интересом и удовольствием наблюдаете за танцующими». И далее: «Во время танца не следует излишне далеко расходиться или демонстративно приближаться друг к другу (демонстрировать свои отношения считается не только неприлично, но и вульгарно). Выражение лица постоянно должно быть весёлым и любезным: вы находитесь на балу. Кавалеры обязаны делать своим партнёршам учтивые комплименты».

Интересна одна особенность поведения на балу, которой многие пренебрегают. После окончания танца кавалер благодарит свою даму поклоном и отводит её к тому месту, где он её приглашал. Он может торопиться пригласить другую даму на очередной танец и совсем не обязан оставаться со своей бывшей партнёршей, специально удерживающей кавалера, ссылаясь на своё желание беседовать с ним ещё. Эта уловка со стороны дамы недопустима даже если ей очень хочется продолжить общение. С другой стороны, кавалер не должен после танца полностью завладеть вниманием дамы, так как она находится в ожидании следующего танца и следующего кавалера.

Часто возникают интересные ситуации: отправляться в буфет дама не может одна, а только в сопровождении кавалера. Она удерживает своего желанного партнёра, говоря, что хочет «конфет, фруктов и мороженого». Галантный мужчина во фраке или смокинге не имеет права отказать на балу очаровательной даме в длинном элегантном платье и драгоценных украшениях. Однако наш прекрасный кавалер заранее, согласно танцевальной программе, пригласил другую даму на очередной танец. Не успеть выполнить свой долг перед «очередной дамой тоже в длинном элегантном платье и драгоценных украшениях» - не просто не невежливо, это откровенная грубость со стороны кавалера. А на балу всё должно быть «чинно и благородно».

В итоге, каждый кавалер и каждая дама поступят в соответствии со своим воспитанием, желанием соблюдать правила приличия, а также во всех неловких ситуациях научиться винить исключительно только себя. Постараться выйти из положения, как правило, помогает и юмор.  

Георгий Милованов

На фото представлена гравюра

из французского альбома 19 века