Олег Ивашев-Мусатов – учёный и педагог


Олег Ивашев-Мусатов. Гитарист
Олег Ивашев-Мусатов. Гитарист

 

13 декабря отметил свой день рождения замечательный русский учёный и педагог Олег Сергеевич Ивашев-Мусатов – ему исполнилось 88 лет. Как-то в разговоре он заметил: «Для математика цифра 88 – юбилейная: как ни крути – всё 88».

По истории семьи О.С.Ивашева-Мусатова можно изучать историю России. Конечно, всё это повлияло на формирование личности и яркую жизнь учёного, коренного москвича во многих-многих поколениях.

Прапрадед Олега Сергеевича – декабрист Василий Петрович Ивашев, приговорённый за участие в восстании против царя к 20-ти годам каторги. Именно к нему в Сибирь приехала его возлюбленная – француженка Камилла Ле-Дантю. Этой преданной любви и был посвящён фильм Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья». Декабриста В.П.Ивашева талантливо и очень убедительно сыграл в фильме известный актёр Игорь Костолевский.

Дед Олега Сергеевича по отцовской линии – Николай Александрович Мусатов (1854-1934) был военным врачом, полковником, сражался на фронте во время войны с Японией. В 1905 году он вернулся в Москву и в течение ряда лет служил врачом в доме К.С.Алексеева. Константин Сергеевич Алексеев (в будущем – прославленный Станиславский) постоянно привлекал Мусатова к участию в спектаклях, которые явились своеобразной подготовительной работой к созданию знаменитого МХАТа. По воспоминаниям друзей, в семье Мусатова «прививалась» большая любовь к литературе, музыке, театру, философии.

Бабушка по отцовской линии Полина Александровна Ивашева (1871-1958гг.), после окончания гимназии, стала в ней преподавать сама в начальных классах, вплоть до 1900 года. С 1934 года П.А.Ивашева преподавала немецкий язык в Московском пищевом институте. Олег Сергеевич Ивашев-Мусатов вспоминает: «Свои первые годы жизни лет до пяти я не помню. После пяти-шести лет что-то вспоминается и только потому, что бабушка Полина – любимая «ПА» – изводила меня обучением немецкому языку. И я возненавидел всякое обучение… Подчеркну, что бабушка (после оформления замужества и до смерти) была П.А.Мусатова».

Дедом Олега Сергеевича по материнской линии был профессор истории средних веков Московского Университета и чл.кор. Академии Наук России Дмитрий Николаевич Егоров. В 1934 году видного учёного и опытного педагога Егорова Д.Н. (вместе с женой Маргаритой Михайловной) неожиданно и несправедливо сослали в Среднюю Азию на поселение, где он вскоре и умер – сердце не выдержало жары, унижения и лишений.

Обида и боль звучат в следующих словах О.С.Ивашева-Мусатова: «Замечу ещё, что другая бабушка (мать моей мамы) почти полностью устранилась от забот обо мне, более того, в голодное время 1941/42 годов она даже не предложила своей дочери (моей маме) немного поесть, когда мама случайно зашла к ним во время их обеда».

Отец Олега Сергеевича – русский художник Сергей Михайлович Ивашев-Мусатов родился 2 мая 1900 года в Москве (район Таганки, на верхней части Швивой горки). Умер тоже в Москве, 17 июня 1992 года. Все свои работы он подписывал С.Мусатов, игнорируя вторую фамилию Ивашев – девичью фамилию матери. Ивашеву Полину Александровну в семье недолюбливали – дворянских кровей. А семья Мусатовых – купеческая, старотрадиционная, не приняли новую родственницу с сыном, и никогда не имели с ней контактов. Дело в том, что до встречи с ней Н.А.Мусатов был женат и имел сына. Ещё до рождения сына Сергея в 1900 году Полину Ивановну отчислили из гимназии, где она работала. Молодая женщина вынуждена была жить с сыном отдельно (вне семьи). Перебивалась различными заработками, например, какое-то время работала секретаршей у профессора Герье. На всю жизнь Сергею Ивашеву-Мусатову досталось отчество Михайлович, по имени крёстного отца, родного дяди по материнской линии. После возвращения Н.А.Мусатова в 1905 году в Москву после войны, родители официально оформили свой брак, но отчество ребёнку менять не стали.

Одарённый мальчик проявлял одновременно склонность к математике и рисованию.

Вот как об этом периоде жизни своего отца (не без юмора) пишет Олег Сергеевич Ивашев-Мусатов: «Воспитывая сына в одиночестве и с большими материальными трудностями ПА допускала значительные промахи: она фактически не имела педагогического образования (только после окончания гимназии, хотя и первым номером, год-два – курсы пепиньерок, которые давали право на должность «преподаватель-два в младших классах). При этом значительную роль играла возбуждённая фантазия (сохранившаяся на всю жизнь). Например, рисовать мой отец начал рано, может быть, ещё до гимназии. С первых классов практиковались выставки детских рисунков. Я видел каталог такой выставки 1-го класса. Нормальный перечень рисунков: шарик, яичко, пирамидка и т.п. И только одно: Серёжа Мусатов «Бог Саваоф» - копировано с фрески Микеланджело. По-видимому, всё шло в таком же стиле – растёт гений. Это определяло всё: и успехи, и разбрасывание (просиживание часами за роялем, за штудированием философии от Платона до Гегеля, записывания в толстых тетрадях-книжках размышлений – не более трёх-пяти страниц). Разбирая старые вещи, я неоднократно натыкался на эти почти пустые тетради-гроссбухи. Во всех записях и при общении (не только со мной) есть подтекст – значительность высказывания отца».

Сергей Мусатов учился в гимназии Репмана (небольшое здание за флигелем на Никитинском бульваре, где умер Н.В.Гоголь). Министерство Просвещения уделяло особое внимание этой гимназии – она была единственной в России, где мальчики и девочки получали единое образование в смешанных классах. На два класса младше, в той же гимназии Репмана училась Анна Егорова, которая в 1926 году станет женой художника. Вместе с ней в классе учились два будущих известных академика – Андрей Колмогоров и Вадим Трапезников.

По окончании гимназии в 1918 году Сергей Ивашев-Мусатов поступил на физико-математический факультет Московского Государственного Университета (на старших курсах занимался у проф. Власова по геометрии). Параллельно преподавал математику на рабочих курсах Пречистенки. В это время Ивашев-Мусатов начинает вплотную серьёзное занятие живописью. Сначала консультации получал у Михаила Ксенофонтовича Соколова в домашних условиях. Затем стал студентом АХР (мастерская Ильи Ивановича Машкова), считался одним из любимых учеников «Русского Сезана», члена объединения «Бубновый валет». Учась на старших курсах МГУ, параллельно преподавал в московских ВУЗах математику.

В 1926 году Сергей Ивашев-Мусатов закончил МГУ и в этом же году женился на Анне Егоровой, студентке химического факультета МГУ.

Молодожёны стали жить с матерью Сергея, Полиной Александровной в небольшой комнате огромной коммунальной квартиры.

13 декабря 1929 года родился сын Олег. Оба родителя много работали. Сергей всё больше времени уделял любимому делу – живописи. Анна уезжала на работу раньше 8-ми утра по ж/д в Люблино – на поля фильтрации очистных сооружений для Москвы. В начале 30-х годов жизнь маленького Олега резко изменилась. Когда ребёнку исполнилось четыре года, родители развелись. Сын Олег остался жить с матерью в комнате на Никитском бульваре, в том доме, во дворе которого стоит памятник «Печальный Гоголь».

Отношения между родителями сохранились дружескими. Отец и мать с любовью и очень активно участвовали в воспитании сына. Однако О.С.Ивашев-Мусатов вспоминает: «Как отец относился ко мне? Сказать трудно из-за его необузданного, вспыльчивого и громогласного характера. Например, однажды утром (я ещё не ходил в школу) на мой правильный ответ почему-то была столь бурная реакция, что я с перепугу опрокинул на себя весь чай, а бабушка ПА начала объяснять своему сыну Сергею ошибочность его поведения. Только после этого она стала успокаивать меня и, раздев, уложила в постель, развесив сушиться мою одежду (смены не было). Другой пример (в пересказе мне или бабушки ПА или мамы): меня только что принесли из роддома и дали на руки отцу «меня-конверт». Его словами были: «вот и гробик для меня». В дальнейшем, имея 4-х жён, я остался его единственным ребёнком. Возможно, его отношение ко мне неявно проявилось и в том, что есть только два карандашных наброска (мне около четырёх). На них – насторожённое выражение. Уже много позже я отметил, что у всех художников (и скульпторов) сохранились прекрасные портреты любимых детей».

В 1933 году Сергей Ивашев-Мусатов женился на 18-летней студентке Художественного института им.Сурикова Алле Бружес. Их объединила общность интересов: в свои 33 года Сергей Ивашев-Мусатов также являлся студентом этого ВУЗа, одновременно посещая студию И.Машкова, которую с блестящими результатами закончил в 1935 году. По воспоминаниям очевидцев, их отношения стали развиваться после совместного оформления вузовской газеты. Отец Аллы, профессор в области физиологии – Бружес Александр Петрович, в дальнейшем неоднократно лечил маленького Олега. Мать Аллы, Юлия Гавриловна, была типичной домохозяйкой из «высокопоставленной партийной семьи». Сергей Ивашев-Мусатов буквально очаровал родителей Аллы своим обаянием, оптимизмом, лучезарной улыбкой, благородным обхождением и, конечно, интеллектом. Вероятно, сказывались дворянские корни жениха, и родители девушки с удовольствием дали согласие на их брак. Впоследствии, маленького Олега, который был на 14 лет моложе своей мачехи, неоднократно брали летом на дачу семьи Бружес, и вместе ездили отдыхать на Украину.

Олег Ивашев-Мусатов вспоминает: «Я рос отъявленным хулиганом. С 1935 года я поступил в 1-ый класс и не вылезал из двоек.

 

Потом постепенно положение выправлялось, и 4-ый класс школы я закончил почти прилично. Разъезд на разные места и моё шатание между этими местами, дабы я находился вне школы под присмотром – метро «Арбатская» (я и мама), «Дворец Советов» (бабушка ПА) и «Кировская» (отец со второй женой, в деревянном домишке с печным отоплением). Всюду своё умонастроение и отношение к «двум другим группировкам». Бабушка ПА не жаловала всех жён своего сына».

Олег Ивашев-Мусатов, так же как и его отец, был способным и к математике, и к рисованию. После четвёртого класса он поступает в 1939 году в Московскую Среднюю Художественную школу на 1-ый год обучения (общеобразовательный – 5-ый класс). Олег вспоминает: «В период с класса 1-го до конца 6-го (это начало войны) отец периодически появлялся, играл или учил живописи, но времени всегда было мало – учёба, заработки, опять смена жены (первый год войны, уже третья жена)».

Действительно, в 1941 году, прожив, казалось бы, счастливо 8 лет, художник Сергей Ивашев-Мусатов разводится со своей женой Аллой Бружес. Очевидцы утверждают, что 25-летняя Аллочка познакомилась с 30-летним Даниилом Андреевым, младшим сыном известного писателя Леонида Андреева. После миролюбивого развода с 41-летним художником, Бружес и Андреев женятся буквально накануне войны.

Сергей Ивашев-Мусатов получает «белый билет» из-за близорукости, которая достигает 12 диоптрий. В тяжёлое для страны время остаётся в Москве преподавать; отказываясь от эвакуации. С конца 30-х годов он открыл в центре Москвы свою собственную мастерскую. Надо заметить, что в студии Ивашева-Мусатова художественное образование преподавалось на высоком профессиональном уровне школы русской живописи с определённым уклоном (цвет, колорит, своеобразный мазок). Среди учеников этой студии можно назвать таких художников, как Владимир Вейсберг, Олег Кротков и др.

В 1942 году мама Олега, Анна Егорова, выходит замуж за своего одноклассника – А.Н.Колмогорова. В этом же году и отец, Сергей Ивашев-Мусатов, женится 3-ий раз. Избранницей художника становится одноклассница его 2-ой жены и лучшая подруга – Наталья Кузнецова, студентка физфака МГУ. Художник прожил со своей 3-ей женой в Афанасьевском переулке всю войну, вплоть до сентября 1947 года.

Удивительно было то, что все в компании: бывшие жёны, их бывшие и настоящие мужья всегда расходились спокойно, по обоюдному согласию. Они продолжали поддерживать дружеские отношения между собой. Охотно, без ревности, дележа имущества, каких-либо претензий друг к другу, они постоянно вместе справляли праздники, юбилеи. Отмечали свои профессиональные успехи, всей компанией посещали премьеры и вернисажи. Вероятно, каждый член этой уникальной компании не только чувствовал себя, но и являлся на самом деле самодостаточным интересным человеком, каждый был яркой личностью в окружающем его мире.

Олег Ивашев-Мусатов вспоминает: «Пока я занимался в художественной школе (особенно в летнее время), отец руководил мной по живописи. Это было и за городом, и часто в студии, где он вёл занятия, что, конечно, способствовало моим успехам в школе по живописи. В мае 1942 года меня эвакуировали в Башкирию к моей школе, после возвращения в Москву в июне 1943 года продолжилось моё обучение в Москве. Конечно, три последних класса в художественной школе, мои перегрузки в десятом, так как мною окончательно завладела математика (что никого не удивило – с 5-го класса все знали в школе меня «математиком» с полным на то основанием)».

В 1946 году Олег Сергеевич Ивашев-Мусатов успешно сдаёт экзамены и становится студентом мех-мата МГУ. Читаем далее: «А на втором курсе, в сентябре отца арестовали, и возник большой период неопределённости и всевозможных осложнений для меня и ПА. Обыск в квартире, изъятие всех литературных произведений, написанных бабушкой за долгие годы. Перерыв в наших с отцом непосредственных контактов – всё ограничивалось сбором и отправкой передач, состоящих наполовину из красок. Через год запретили и посылки из Москвы отправлять».

Дело в том, что в начале сентября 1947 года С.М.Ивашев-Мусатов оказался в числе слушателей книги Даниила Андреева «Странники ночи» (о событиях 37-го года) в квартире у автора и только за это получил срок – 25 лет заключения в лагерях. В итоге  органами МГБ по делу Д.Андреева было привлечено к уголовной ответственности около 70-ти человек (многих отправили в тюрьмы на длительные сроки), по статье 58. Даниила Андреева и Аллу Бружес отправили в тюрьму, а Сергея Ивашева-Мусатова и Наталью Кузнецову – в ссылку на четверть века, в разные места. Подругам Алле и Наташе было всего по 32 года. Не спасли ни известные родители, ни влиятельные связи. Их положение было действительно ужасно: из обеспеченной благополучной среды в столице попасть на самое «дно общества». Выяснилось неожиданное обстоятельство: несмотря на то, что в тюрьме условия более жёсткие, чем в ссылке, на практике оказалось всё наоборот. В переполненной московской тюрьме было лучше питание, разрешались передачи, письма, редкие свидания, родной климат, лучшие условия принудительного труда.

Надо отметить, что за свои почти полвека жизни художник Сергей Ивашев-Мусатов за пределами подмосковья практически нигде не бывал. Он сразу оказался далеко от столицы, в районе медных рудников Джесказгана, где провёл около десяти долгих и трудных лет. Наталья Кузнецова, 3-я жена художника, бесследно пропала на бескрайних карагандинских просторах.

И вот Ивашев-Мусатов, не имевший никакого отношения к политике, становится «политзэком» и оказывается живописцев в «шарашке». «Шарашка» - это тот же лагерь, но с более щадящими условиями жизни, где заключённые не были заняты тяжёлой физической работой, а выполняли научно-технические или творческие задания.

Именно в лагере художник С.М.Ивашев-Мусатов знакомится с писателем А.И.Солженицыным и становится прототипом Кондрашова в его знаменитом романе «В круге первом». Несколько лет назад эту роль в одноимённом фильме исполнил известный актёр Евгений Миронов.

Спустя три года после смерти Сталина, художник Сергей Ивашев-Мусатов был полностью реабилитирован с правом проживания в Москве. В стране много дел, сходных с делом Д.Андреева, было прекращено. Однако оформление документов потребовало ещё несколько долгих месяцев, и только в 1956 году художник вернулся домой.

После реабилитации художник С.Н.Ивашев-Мусатов приступил к своей дальнейшей творческой и педагогической деятельности. К сожалению, персональная выставка этого выдающегося русского живописца состоялась в Москве только в 1986 году, спустя три десятилетия. Олицетворяя собой художественную преемственность русских художников-колористов, Сергей Ивашев-Мусатов создал целый ряд портретов, пейзажей, интересных символических композиций.

Его сын, Олег Сергеевич Ивашев-Мусатов с великолепными результатами закончил МГУ в 1951 году. Однако ему была запрещена педагогическая деятельность (с 25-летней перспективой!). После смерти Сталина в 1953 году ему разрешили проверять студенческие контрольные работы во Всесоюзном заочном энергетическом институте (без личного контакта со студентами). В 2013 году О.С.Ивашев-Мусатов в своих воспоминаниях сделал такую запись: «Только с 1957 года стало возможным моё оформление на преподавательскую работу в МГУ на мех-мат факультет (кафедра математического анализа), где я работаю и по настоящее время, ведя лекции и упражнения на всех естественных факультетах».

Математик Олег Сергеевич Ивашев-Мусатов на протяжении 56 лет преподавал в МГУ! Не случайно, что на одной из научных конференций его назвали «Человек-легенда». Действительно, ему присущи человеческое достоинство и профессиональная честность на все времена: военное время, правление Сталина, эпоха оттепели 60-х годов, период так называемого развитого социализма, перестройка 80-х годов, «лихие девяностые», «никакие-нулевые» годы и нестабильно-санкционное настоящее.

В течение 60-ти лет (с 1951 по 2012 годы) список научных работ О.С.Ивашева-Мусатова достиг более 70-ти крупных публикаций. Например, он неоднократно являлся соавтором учебников по математике, тираж каждого учебника в СССР достигал более трёх с половиной миллионов экземпляров!

Олегу Сергеевичу с юности присуща активная жизненная позиция. Увлекаясь живописью на профессиональном уровне в течение всей своей жизни, он с удовольствием принимает участие практически во всех крупных мероприятиях МТХ («Московское товарищество художников»). Его выступления на конференциях, посвящённых проблемам сохранности творческого наследия, всегда актуальны и вызывают неизменный интерес у специалистов и слушателей (Музей меценатов и благотворителей, залы МТХ при МОСХе и т.д). Например, его выступление на вернисаже Олега Кроткова (ученика Сергея Ивашева-Мусатова в Музее транслировалось в целый ряд стран телеканалом «Russia Today».

Посетив весной 2012 года одну из живописных выставок, организованную в стенах его родной Художественной школы, О.С.Ивашев-Мусатов невольно воскликнул: «Они боятся цвета!»

Сам Олег Ивашев-Мусатов – яркий представитель колористической живописи. Среди его картин особенной цветовой гаммой отличается работа «Парусник». Об истории её создания рассказывает старший сын Олега Ивашева-Мусатова – Игорь Олегович:

«Когда я учился в университете, то занимался в парусной секции. Ходили мы в основном на Пироговском водохранилище. Была масса впечатлений, делился ими дома. Одно очень запомнилось. Чёрные свинцовые тучи на полнеба и на их фоне, вдали, подсвечен боковым солнцем очень яркий одинокий парус. Очень красиво. Вот из таких рассказов и родилась картина».

Людмила Кузнецова