Влияние литературы на личность читателя


В Год литературы особое значение приобретают вопросы, связанные с изданием, распространением, пропагандой, влиянием литературы на формирование мировоззрения современной личности российского общества.

Во всём мире проводятся научные исследования в области социологии чтения для создания основ формирования развитой личности посредством печатных источников. Распространённость чтения в стране определяется степенью приобщения населения к печатным источникам, соотношением читающей и не читающей части граждан. Ведущими психологами мира достигнуты большие успехи в изучении психологии чтения на общепсихологическом уровне, рассмотрении процесса чтения в качестве психической деятельности человека. На современном этапе развития общества очень важны роль и особенности психических процессов и состояний человека при чтении (внимания, мышления, воображения, эмоций), а также их зависимость от объективных качеств печатной продукции и от психологических особенностей личности.

Отдельные проблемы психологии чтения в России стали разрабатываться во 2-ой половине XIX века. Например, эмпирические исследования Х.Д.Алчевской, теоретические работы А.А.Потебни. Труды Н.А.Рубакина о русской читающей публике и по вопросам самообразовательного чтения содержат ценный материал и для современных исследователей.

В 1992 году была создана специальная комиссия для организации систематических исследований в области психологии чтения. Значительный вклад внесли учёные Д.А.Балика, Я.М.Шариф, В.А.Кузьмичёв и другие.

В наши дни, как правило, производится тщательный психологический анализ печатной продукции: исследование содержания, структуры, оформления текстов с точки зрения социальных функций печатной продукции, её назначения, сложности или доступности для восприятия, степени возможностей воздействия на человека.

Избирательное отношение читателя к печатной продукции обусловлено совокупностью его индивидуальных и социально-психологических особенностей. У современного российского читателя отмечаются разносторонние интересы и высокая степень потребности в чтении. Чтение – это не только творческая деятельность и средство духовного обогащения личности, это и яркий показатель развития образования, науки и культуры в стране. Как известно, читательская психология тесно связана с окружающей человека средой и его жизненным опытом (начитанность, культура чтения, привычки) или с индивидуальными особенностями (характер, темперамент). Читательская психология отражает уровень духовной жизни общества в целом и отдельно взятой личности этого общества. Она формируется в процессе общения читателей с печатной продукцией, а также между собой в кругу прочитавших то или иное произведение.

Ещё древние утверждали, что мировоззрение человека формируется и изменяется под влиянием воспитательно-идеологической работы. Таким образом, читательская установка также формируется исключительно под влиянием социальных факторов – воспитания и обучения, воздействия средств массовой информации, общения между людьми. Особую роль играют индивидуальные свойства личности: способности, интересы, начитанность. Читательская установка – это прежде всего устойчивое состояние готовности к чтению литературы определённого вида, жанра, тематики, произведения определённого автора. Читательский вкус предполагает способность к самостоятельному суждению об эстетических достоинствах произведений печати. Умение оценивать художественную литературу называется литературно-художественным вкусом, который связан с эстетическими потребностями и интересами субъекта. 

Очень редко человек обладает так называемым «врождённым» вкусом, как правило, он базируется на общей культуре личности, её образовании и начитанности. В конце XX века, в СССР наблюдалась самая высокая в мире читаемость (число произведений печати, использованных в среднем одним человеком в учётную единицу времени). Проблема установления предельной и оптимальной читаемости была исследована Н.А.Рубакиным более 100 лет назад в 1909 году, им же был предложен термин «читательская ёмкость». Читаемость каждого человека обусловлена объективными факторами – скоростью чтения и наличием времени, отводимого для чтения в течение суток.

Резервами повышения читаемости, естественно, являются: ускорение темпов чтения, увеличение времени для чтения, оперативное воспроизведение определённых отрывков текста, предоставление информации в нужной форме. Формирование круга чтения человека – одна из основных задач идеологических учреждений. Понятие круга чтения включает определение перспективы чтения той или иной социальной группы по наиболее важным вопросам в обществе. Поэтому круг чтения формируется всеми, без какого-либо исключения, средствами массовой информации. Рекомендация (пропаганда) литературы разных жанров и типов по различным отраслям знания, актуальным общемировым или отечественным проблемам, знакомство с которыми способствует расширению кругозора читателя, формированию его интересов и предпочтений.

Восприятие литературы – сложнейшая психическая деятельность субъекта, в процессе чтения. На восприятие литературы воздействует прежде всего содержание и форма произведения, в соответствии с актуальными проблемами современности. Например, наглядная пропаганда художественной литературы предполагает непосредственный показ произведений, рекомендацию книг при помощи аннотаций, цитат, иллюстраций.

Культура чтения тесно связана с общей культурой личности; это необходимая составная часть культуры труда, обучения, самообразования. Культура чтения включает в себя спектр определённых навыков работы с книгой: особый выбор тематики чтения, ориентировка в печатных источниках, систематичность и последовательность чтения. Умение использовать и применять на практике полученную из литературы информацию, грамотно делать конспекты, выписки, заметки.

 Культура чтения предполагает начитанность, т.е. осведомлённость в различных областях знаний или в какой-либо одной области, приобретённую с помощью произведений печати. Различают начитанность общую – знание лучших книг по наиболее актуальным проблемам; и начитанность в художественной литературе, которая предполагает знание классических произведений мировой литературы и осведомлённость в области современной литературы. Начитанность отличается от многочтения качеством приобретаемых знаний и их систематичностью.

Мыслительная деятельность в процессе понимания текста художественного произведения сопровождается интеллектуальными чувствами – положительными (при согласии с высказываниями автора) или отрицательными (при затруднении восприятия текста или несогласия с ним). При этом происходит сложный процесс восприятия по системе: автор – произведение – читатель.

Систематическая самостоятельная познавательная деятельность личности обусловлена индивидуальными и общественными потребностями. Эта деятельность теснейшим образом связана с духовным развитием личности, культурным совершенствованием как следствием регулярного чтения художественной литературы.

Юрий Милованов