Легенда о Венеции...


Легенда о Венеции всего одна и это – её история. Длинная и красивая, которая сегодня – из уст гондольера – звучит как сказка. Не секрет, что лучшие экскурсоводы Венеции – гондольеры. На протяжении множества десятилетий Гильдия гондольеров насчитывает 425 мастеров, и их количество остаётся неизменным.

В 18 столетии в Европе появилось такое понятие как «Гранд тур». Представители богемных и аристократических кругов, не обременённые какими бы то ни было обязательствами, отправлялись в путешествие, порою длившееся более двух лет. Венеция стала одним из тех мест, где многие оставались надолго, а иногда и на всю жизнь.

Именно в средневековой Венеции появились первые в Европе ресторации, в которых можно было отведать кофе. Они стали называться кафе. Самым знаменитым венецианским кафе, бесспорно, является «Флориан», открытый в 1720 году синьором Франческо. Франческо добился того, чтобы его кафе стало новаторским. Во-первых, он распахнул двери своего заведения не только для мужчин, как это было принято в других ресторациях, но и для женщин. А позже заключил договор с самой первой венецианской газетой «Gazzetta veneta» о продаже её тиража в кафе. В разные годы посетителями «Флориан» становились Бальзак, Гёте, Байрон и многие другие. Бальзак как-то написал: «Флориан» - это одновременно биржа, театральное фойе, читальный зал и исповедальня». Стоит добавить, что уникальное кафе существует и по сей день.  

Одной из составляющих общей картины богатства и романтичности Венеции в средние века являлись куртизанки. В 18 и 19 веках они составляли порядка 12% от всего населения города. За один день куртизанка зарабатывала денег больше, чем торговец на площади за целый месяц. Более того, куртизанки платили налоги, и их «вклад» в казну государства был весьма внушителен.

«Место встречи влюблённых» - сейчас так называют площадь Сан Марко, а ранее на эту площадь съезжались торговцы из разных уголков Италии и устраивали «базар». Особо предприимчивые торговцы вступали друг с другом «в сговор», а именно – один из них ставил завышенную цену на товар, и, когда возмущённый покупатель пробирался вглубь «базара», второй торговец на тот же самый товар объявлял цену значительно ниже. И покупатель приобретал нужную вещь у него, считая при этом, что совершил покупку по выгодной цене. Тогда как вещица не стоила даже и этих денег.  

В Венеции находятся два моста без перил – мост Дьявола и мост святого Феликса (по одноимённому названию канала).  Ранее переходить по ним считалось небезопасно. Добропорядочные венецианцы, разумеется, предпочитали второй мост, тогда как грешники и бунтари получали истинное удовольствие от пребывания на мосту Дьявола. Там они устраивали запрещённые чтения и костюмированные шествия, ввергая Венецию в ужас. 

       Много споров возникало относительно колокольни святого Марка. Дело в том, что её вершину украшает позолоченная статуя архангела Гавриила – по задумке архитектора – статуя используется в качестве флюгера, указывая, в какую сторону дует ветер. 

Не все жители Венеции были согласны с подобным архитектурным решением. Они доказывали властям города, что облик святого предполагает молитву, покаяние, но никак не техническое оснащение. Тем не менее, большинство венецианцев восприняли флюгер как «добрый символ», с высоты почти что ста метров «оберегающий их город от всевозможных непрошенных ветров».

На большинстве старинных зданий можно увидеть скульптуру крылатого льва, придерживающего раскрытую или закрытую книгу. Лев, в данном случае, является символом святого Марка, а книга указывает на время, в которое здание выстраивали – если книга раскрыта, то время было мирное, если закрыта, то шла война. К сожалению, большинство скульптур являются лишь копиями, так как оригиналы были разрушены армией Наполеона.

Наиболее загадочными скульптурами являются львы у входа в Арсенал. Арсенал был основан в 1104 году с целью строительства военных кораблей. В считанные дни по городу пронёсся слух, что львы «оживают в грозовые ночи, дабы покарать каждого, кто что-нибудь украл». Ряд историков сошлись во мнении, что «легенду о львах» умышленно сочинил владелец Арсенала, так как был уверен в нечестности своих судостроителей.

В Венеции жил знаменитый драматург Карло Гольдони. С раннего детства он коллекционировал куклы. С их помощью Карло разыгрывал «сценки из повседневной жизни», любовные и героические пьесы, комедии и фарс, которые сам же и сочинял. Возможно, его слова только выдумка, но в дневнике юный Карло Гольдони написал: «На мои кукольные спектакли съезжалась публика со всех уголков Венеции». Теперь в доме драматурга Гольдони открыт музей его имени. Одним из самых привлекательных экспонатов музея стал тот самый театр Карло, с занавесом и куклами. Крайне редко куклы берёт в руки мастер-кукловод, и тогда музей погружается в сказочную атмосферу 18-ого столетия, когда творил прославленный Гольдони.

Самым завораживающим действом на улицах Венеции уже девять столетий является карнавал. Венецианский карнавал признаётся одним из наиболее изысканных и элегантных праздников в мире. Весь город преображается в единую гигантскую сцену театра, где каждый – одновременно и зритель, и актёр.

 «Венеция привела меня в смятение, от её красоты у меня перехватывает дыхание», - эти слова принадлежат итальянскому художнику Амедео Модильяни. В Венецию он отправился в 1903 году постигать «необычные цветовые решения и линии». Часами Модильяни проводил возле полотен венецианских мастеров XVстолетия: Тициана, Джорджоне, Беллини…   Художник черпает вдохновение и из прогулок по улочкам и площадям, он делает наброски и зарисовки, из которых в итоге сложится уникальный альбом «Венеция глазами Модильяни».  

Влад Кузнецов

На фото представлена работа художника Антуана Бувар