Чарльз Диккенс - Писатель. Репортёр. Реформатор


Чарльз Диккенс – один из самых знаменитых англоязычных романистов – родился в 1812 году в Портмунде. Как известно, в то время Европа была охвачена Наполеоновскими войнами, и англичане готовились к худшему – высадке французских войск на их земле. Семья Диккенса проживала на побережье в Портси, откуда был виден европейский берег. Жители Портси были уверены, что следующей мишенью Наполеона станут они. Вопреки их убеждению, Наполеон и его многотысячная армия пошли на Россию.

Отец Диккенса служил в морском ведомстве. Он относился к тому типу людей, «у которых большие запросы, большие планы и малые возможности; много прекрасных слов и почти никаких дел». Диккенс – старший не раз оказывался в долговой тюрьме. В дальнейшем, черты характера своего отца Чарльз Диккенс приписал одному из своих персонажей – «…живёт, как бы играя в жизнь».

В возрасте двенадцати лет будущему писателю пришлось устроиться на работу на склад с банками ваксы. Рабочий день длился шестнадцать часов, в течение которых Чарльз должен был наклеить несколько сотен этикеток со словом «вакса». Склад располагался в центре Лондона, а семья мальчика жила в небогатом квартале в предместье столицы. Каждый день ему приходилось совершать «путешествие из бедности в бедность», зато «середина путешествия» пролегала по великолепным лондонским улицам, наполненным ароматами сладкой жизни. Впечатления от этого «контраста жизни» были отражены практически во всех произведениях Диккенса.

Безрадостны оказались и воспоминания об академии – «закрытом учебном заведении», в котором Чарльзу довелось учиться уже после работы на складе. (Его отец смог оплатить пару лет обучения.) Главный учитель розгами наказывал юношей за малейшую их провинность. Роман «Николас Никльби» несёт в себе отпечаток тех лет. Повествование о молодом педагоге, столкнувшемся с жестокими устоями «закрытой школы», вызвали шквал негативной реакции со стороны «мастеров учить розгами», - как называл их сам Чарльз.

Не меньше критики, но уже со стороны судейских стряпчих, обрушалось и на произведения Диккенса, в которых он описывал суды и связанные с ними конторы. О «порядках», порой граничащих там с беззаконием, писатель также знал не понаслышке – по завершении учёбы он поступил на работу в контору адвоката. Вскоре, овладев стенографией, Диккенс стал принимать участие в судах в качестве независимого репортёра на процессе. Джеймс Грант, корреспондент газеты «Morning Advertiser» написал следующее: «Диккенс стал цениться очень-очень высоко, не только за точность сообщений, но и за изумительную быстроту в расшифровке стенограмм. Таких стенографистов ещё не бывало!» 

Неожиданно Чарльз Диккенс получил заказ от издательского дома на оригинальные подписи к гравюрам об охоте; о которой он, не смотря на всю свою эрудированность, не знал ничего. Тогда писатель сделал заказчику встречное предложение – он будет описывать охотников, которые «не знают, с какой стороны заряжается ружьё»,  а художник создаст к этому тексту рисунки. Именно так и появились знаменитые члены Пиквикского клуба. Произведение «Записки Пиквикского клуба» представляют собой некую комическую эпопею – сцены из жизни Англии, поданные читателю с элементами сатиры и фарса. Выход в свет этой работы стал переломным моментом в творческой жизни Чарльза Диккенса. Он стал знаменит не только в Англии, но и за её пределами.

Журналист и социальный критик Гилберт Честертон охарактеризовал Диккенса следующим образом: «Диккенс был ярким выразителем, своего рода рупором овладевшего Англией всеобщего вдохновения, порыва и опьяняющего энтузиазма, звавшего всех и каждого к высоким целям. Его лучшие труды являются восторженным гимном свободы. Все его творчество сияет отражённым светом революции». Однако за океаном писателю пришлось столкнуться с враждебной реакцией на его неприятие рабства. Один из критиков заметил: «Янки вскипели, как огромная бутыль содовой». А обозреватель «Нью-Йорк Геральд» назвал Диккенса «знаменитой литературной дешёвкой с грубым, вульгарным, неблагоразумным и поверхностным умом, чьё видение Америки было взглядом ограниченного, тщеславного кокни».  (Кокни – тип лондонского просторечия, назван по пренебрежительно – насмешливому прозвищу уроженцев Лондона из средних и низших слоев населения.) Для себя Диккенс решил, что его главным оружием в борьбе за реформы станут книги.

В 1850 году Чарльз Диккенс начал издавать еженедельник «Домашнее чтение». Стоимость номера составляла всего два пенса. В «Домашнем чтении» публиковались стихи и рассказы, статьи на различные темы, а также проекты социальных, политических и экономических реформ без подписи автора. Еженедельник пользовался огромным спросом, и его тираж стал достигать сорока тысяч экземпляров. Однако друзья Диккенса заявили, что «шиллинговый номер» является вульгарной, дешевой формой публикации, которая станет препятствовать его продвижению в разряд уважаемых писателей». Тем не менее, руководство журналом, по словам Диккенса, -  это «отличный способ наладить тесный контакт с аудиторией». Первый номер журнала содержал обращение Чарльза Диккенса к читателям. «Домашнее чтение», - писал он, - будет учить трудящихся, занятых даже самой тяжелой работой, что их доля не обязательно печальна и жестока, она также может вызывать сочувствие и давать повод к художественному отображению».

 

Денис Рыков