Искусство как оружие против врага!


«Бегство фашистов из Новгорода», Кукрыниксы
«Бегство фашистов из Новгорода», Кукрыниксы

«Превратить искусство в оружие против врага!» стало настоящим девизом всех художников – пропагандистов в годы Великой Отечественной войны. В окопах между сражениями, в партизанских отрядах и в тылу они создавали картины, отображающие спокойствие и безмятежность – они называли это «работой по памяти». В то же время художники передавали посредством своего мастерства и суровые будни войны. В период 1941-1945гг. было организовано две грандиозные всесоюзные выставки «Великая Отечественная война» и «Героический фронт и тыл».

Выставка «Великая Отечественная война» была открыта 7 ноября 1942 года в Москве, в Государственной Третьяковской галерее. В ней приняли участие 255 художников, ими было представлено 849 произведений искусства. При поддержке Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР в 1943 году вышел в свет одноимённый иллюстрированный каталог.  

Также в Государственной Третьяковской галерее была открыта выставка «Героический фронт и тыл». Своеобразный вернисаж состоялся 8 ноября 1943 года. 283 художника представили 728 работ. В 1945 году – по аналогии с первой выставкой – был выпущен каталог.

В 1941 году дважды – в августе и сентябре – на здание Государственной Третьяковской галереи обрушивались фугасные бомбы. Зданию был нанесён огромный урон. По воспоминаниям оставшихся в галерее сотрудников (многие ушли на фронт) «в залах было холодно, гулял ветер, в щели залетал снег». Тем не менее, на протяжении 1941-1943гг. хранителям удалось сберечь несколько тысяч экспонатов, а также начать подготовку выставки «Работы московских художников в дни Великой Отечественной войны».

Летом сорок первого с Казанского вокзала в Новосибирск отправился первый эшелон с особо ценными экспонатами Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Государственного музея нового западного искусства, Музея восточных культур. В Новосибирск прибывали эшелоны с произведениями искусства не только из Москвы, но и из Ленинграда, Горького, Смоленска и ряда других городов. На новом месте началась ответственная работа по сохранению экспонатов – были установлены круглосуточные дежурства в хранилищах, проводились контрольные обследования произведений, а также неотложные реставрационные работы.

Все годы войны музеи принимали активное участие в поддержании боевого духа советского народа. Помимо уже упомянутых всесоюзных выставок, в залах Государственной Третьяковской галереи прошли торжества по случаю 50-летия со дня передачи П.Третьяковым своей коллекции Москве (1942г.) и 100-летнего юбилея со дня  рождения И.Репина (1944г.). В эвакуации в Новосибирске также устраивались различные выставки. Наиболее значимой стала выставка под названием «Лучшие произведения советского изобразительного искусства» (1942г.). 

9 октября 1944 года вышел приказ о реэвакуации. И уже 17 мая 1945 года Государственная Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке самой первой распахнула свои двери для посетителей. 

В военные годы главную пропагандистскую задачу выполняли плакаты и политические карикатуры. Стали выпускаться литографические эстампы «Боевой карандаш» и специальная серия «Окна ТАСС». Можно проследить, как в первые два года войны плакаты несли драматическое содержание, например, плакат с призывом «Воин Красной Армии, спаси!». Постепенно содержание приобретало позитивный характер  - «Дойдём до Берлина!». «Окна ТАСС» создавались вручную, путём нанесения красок на бумагу через спроектированный трафарет.  

За несколько дней до начала войны художник-постановщик киностудии «Мосфильм» В.Иванов рисует плакат, посвящённый Красной Армии – бойцы, бросающиеся в атаку, надвигающиеся танки, военные самолёты, а сверху развевается Красное Знамя. Уже после объявления войны, когда художник отправился на фронт, в пути он увидел, что его плакат «следует за ним» в соседнем эшелоне. На плакат другими художниками были нанесены следующие слова: «За Родину, За Честь, За Свободу!» 

В живописи военных лет отмечается развитие портрета – партизан, воинов Красной Армии, тружеников тыла. Вначале портреты передавали лишь отдельные черты лица, некую схожесть с когда-то увиденным человеком, но со временем, живописцы привнесли в портрет торжественность, патетику, наделили своего героя характером и боевой силой духа. 

Творческий тандем художников Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова, именуемый Кукрыниксы, избрали своей темой в живописи разоблачение фашистских агрессоров. Вслед за бойцами художники входят в разрушенные города. «Бегство фашистов из Новгорода» - это полотно стало одним из наиболее значимых за все годы войны. В центре картины изображён Собор, его стены белоснежны. Вокруг Собора полыхает огонь, а по испепелённой дороге с факелами в руках бегут немецкие оккупанты.     

Художники-монументалисты также не прекращали творить. Сложнейшая работа проводилась в блокадном Ленинграде – в мозаичном цехе Академии художеств мастера набирали мозаики для метро.

Многие скульпторы оценивали тягостные годы Великой Отечественной войны как «период большой творческой активности». Их главной задачей было увековечить образы защитников Отечества, воссоздать массовые сцены боёв, передать боевой настрой советского народа.

Но самыми важными, эмоционально насыщенными являются фронтовые зарисовки. Они создавались «с натуры», на передовой, на линии огня. Их главной сюжетно-тематической линией было отображение реальных событий в момент их свершения, а героями становились люди на фронте, в партизанских отрядах, в тылу. Фронтовые зарисовки часто служили документальным подтверждением конкретного факта. 

Влад Кузнецов