"Продавец счастья" Альфонс Доде


Французский писатель Альфонс Доде (1840-1897) является ярким представителем критического реализма. Ещё будучи лицеистом, Доде интересовался провансальскими преданиями, он записывал их в тетрадь, а многим позже искусно вплетал в сюжетную линию своих новелл и романов.

Отец будущего писателя владел небольшой суконной фабрикой в городе Ниме. Доход семьи был невелик, тем не менее, она относилась к зажиточной прослойке провинциальной торговой буржуазии. Но революция 1848 года разорила семью. Рабочие разворовали и подожгли фабрику Доде.  

В возрасте шестнадцати лет Альфонс Доде поступил на работу в колледж небольшого городка Але, на должность помощника учителя. Деспотизм и ханжество старших учителей, вызывающее поведение богатых учеников и полное разочарование в окружающем его «мирке» вынуждают Доде покинуть провинцию.

В 1858 году Доде отправляется в Париж, уверенный в своей правоте и в том, что его истинное призвание – литература. «Париж любит юношеский восторг  провинциалов, их мощь и желание покорить сердца парижан», - эта фраза витала во всех светских салонах столицы. Доде повезло, в первые же дни своего пребывания в Париже он был приглашён «на салон» в качестве сына давнего приятеля одного из местных казначеев. Некогда казначей работал в Ниме, на суконной фабрике старшего Доде. Прекрасная речь Альфонса, горячность в разговорах о тяготах простого народа французских провинций и комплименты в адрес влиятельных парижанок позволили Доде быть рекомендованным владельцу небольшой столичной газеты, который принял его на должность хроникёра. С этого дня Доде попал в чуждую ему среду буржуазных журналистов. Он и не скрывал, что его симпатии всегда были и остаются на стороне оппозиционно настроенных групп. 

В конце 1858 года выходит в свет первый сборник стихов Альфонса Доде «Влюблённые». Критика отметила стихи как «слишком лиричные», однако отнеслась к ним весьма лояльно, и имя Доде стало иметь определённый вес в литературных кругах.  

Не прекращая писательской деятельности, Доде стал личным секретарём  герцога де Морни, пребывающего на посту председателя Законодательного корпуса. Доде убеждает себя самого, что это сделано не только ради хоть какого-нибудь заработка, но и с целью наблюдений за деятелями политической элиты. Несмотря на всю серьёзность занимаемой им должности, де Морни увлекался написанием комедийных пьесок и водевилей, обожал театр. Герцогу даже льстило, что его личный секретарь – тот самый автор поэтического сборника, в целом одобренного критиками. Поэтому он с удовольствием выводил Альфонса Доде в высший свет. Благодаря де Морни у Доде установились деловые связи с многими парижскими театрами. Он сочинял для них пьесы, по которым было поставлено несколько спектаклей; правда, на публику они не произвели сильного впечатления, и сотрудничество с театрами постепенно прекратилось.

Спустя много лет, в 1878 году, публикуется произведение Доде «Le Nabab», в котором он хлёстко описывает парижские нравы времён Второй империи. В образах главных далеко не положительных героев явственно прослеживаются черты герцога де Морни и одного из депутатов Законодательного корпуса Бреве. На роман наложило свой отпечаток и краткое пребывание Альфонса Доде на острове Корсика в 1862 году. Будучи там по поручению в период выборов, Доде столкнулся с немыслимой системой подкупов, афёр и шантажа. Помимо Корсики, писатель также посетил Алжир, Сардинию, Прованс, где увидел собственными глазами неприглядную жизнь колоний. Это путешествие дало писателю богатый материал для его будущих обличительных произведений, включая упомянутый «Le Nabab».   

Первой по-настоящему серьёзной литературной работой Альфонса Доде становится серия рассказов под заглавием «Письма с моей мельницы», выпущенная в 1866 году. Эти рассказы признаются одними из лучших произведений автора. С иронией, а иногда и с горькой усмешкой они повествуют о тяжёлом положении трудящегося человека в буржуазном обществе. Доде уверяет, что «только в народе сохраняются высокие понятия о чести».

В дни осады Парижа Альфонс Доде вступил в народное ополчение. Писатель видит, как город буквально раскололся на две неравные половины. Первая – это скромные жители рабочих окраин, готовые ценой собственной жизни отстоять Париж; другая – буржуазия, декламирующая о патриотизме, и в то же время позорно бегущая из осаждённого города. В день капитуляции Парижа, который «ещё мог и хотел сражаться» Доде напишет следующее: «Сколько бесполезного самопожертвования!» Неизгладимое впечатление от тех трагических дней Альфонс Доде перекладывает на бумагу. Серия новелл «Письма к отсутствующему» снискала всеобщее признание не только во Франции, но и за рубежом.

Альфонс Доде был одним из немногих писателей, чьё творчество приняли и по достоинству оценили все – от «неприметного человека», до придирчивого критика, и до представителя политической элиты. Доде полагал, что роман не должен разочаровывать, наоборот, он должен позволить читателю мечтать о нечто прекрасном. Именно поэтому при раскрытии образа героя Доде старался выявлять его отрицательные черты не полностью.  В своих произведениях писатель стремится не изменить буржуазное общество, а лишь исправить его. Испорченности представителей высшего света он противопоставляет благопристойный образ жизни простого человека.

Доде любил называть себя «продавцом счастья». Однако некоторые литературные критики утверждают, что «продавец» - это неверная трактовка, и писатель имел в виду слово «даритель». Так или иначе, Альфонс Доде желал стать утешителем бедных, и он им стал, на долгие-долгие годы… 

Денис Рыков