Знаменосец венецианской живописи Тициан


Портрет молодого человека в красном берете
Портрет молодого человека в красном берете

Великий итальянский живописец эпохи Высокого и Позднего Возрождения Тициан родился в Пьеве ди Кадоре (Венеция) предположительно в конце восьмидесятых годов XV столетия. Его семья относилась к старинному и влиятельному роду Вечеллио. Всю свою жизнь Тициан провёл в атмосфере утончённости и красоты, он никогда и ни в чём не имел нужды, а круг его общения состоял из людей исключительных – богатых, образованных, обладающих властью.

Родительский и, тем более, собственный дом Тициана утопал в роскоши – драгоценные металлы, шелка и бархат, муранское стекло. Здесь не принято было ущемлять одну человеческую страсть в угоду другой. Если гость, например, чревоугодник, то ему никогда не вменяли это в вину – он мог прежде насытиться яствами и только потом начать любоваться творениями Тициана, хозяина дома. «Кто не бывал на приёмах у короля, тот может увидеть подобие у Тициана», - говорили в шутку. Например, сервировки стола живописец уделял особое внимание, словно бы она являлась композицией для изысканного натюрморта, а вина в его погребе были не просто дорогими, а редкими настолько, что их действительно мог позволить иметь только король.

В отличие от большинства живописцев, Тициан завоевал признание совсем ещё в юном возрасте. Картины художника прославили своего создателя далеко за пределами родной Италии. Его знали почитатели высокого искусства во всех странах Западной Европы. Влиятельные и богатые люди приобретали произведения Тициана в свои дома, их называли фамильными ценностями, с которыми в Италии, как известно, расставаться нельзя.

Тициан много путешествовал и, по его словам, был благодарен судьбе за те встречи, которая она ему преподносила. Так, художник был приглашён в Рим Папой ПавломIII для написания тематических полотен, которые в дальнейшем должны были украсить храмы столицы. Другая знаменательная встреча у Тициана произошла в Аугсбурге с германским императором КарломV, пожелавшим иметь собственный портрет кисти великого Тициана. КарлV жалует художнику графский титул, а портрет велит оберегать своим людям как ценность, приравненную к государственной символике. Короли Испании и Франции также позировали Тициану, при этом, время, отведённое для встречи с живописцем, дословно обозначалось «часами уединения короля для государственных дум».

Спустя столетия искусствоведы усмотрели в некоторых работах Тициана пророческий след. В 1548 году художник написал грандиозный конный портрет уже упомянутого императора КарлаV. Наверное, портрет можно было бы назвать парадным – сияющие латы, горделивая осанка, победоносно вскинутое копьё. Тициан изобразил императора в день битвы, которая, как известно из истории, окончилась красивой победой войск КарлаV. Однако взгляд его грустен, он одинок на поле брани, и создаётся впечатление, что переданная художником усталость императора не столько физическая, сколько вызванная страданием надломленной души. В 1556 году без видимых причин КарлV отрёкся от престола и ушёл в монастырь.

 В 1547 году Тициан завершил работу над групповым портретом Папы Римского Павла III и двух его внуков Алессандро и Оттавио. На тот момент Оттавио являлся главным наследником пармского престола, занимаемого его отцом – родным сыном Павла III. Художник изобразил Папу Римского и Оттавио глядящими друг на друга недобрыми глазами, придал позе внука нарочитую почтительность, а первосвященнику – грозную осанку и, по выражению искусствоведов, «понимание, что юноша не питает к нему ни малейшей любви». В 1549 году у Папы Павла IIIслучился разрыв сердца – он узнал, что сын его убит заговорщиками, а организатором преступления выступил не кто иной, как Оттавио.

Что-то пророческое было и в изменении стиля художника в последние годы его жизни, которые, к тому же, совпали с закатом золотого века – с концом эпохи Возрождения. Колорит мазков, характерный всем представителям венецианской школы тех лет, художник сменил на цвета, словно покрытые дымкой. Тем самым, Тициан прощался с целой эпохой…

Роль Тициана в искусстве точнее прочих определил знаменитый Диего Веласкес, он сказал: «В Венеции – всё совершенство красоты! Я отдаю первое место её живописи, знаменосцем которой является Тициан».

Влад Кузнецов

Конный портрет Карла V
Конный портрет Карла V
Папа Римский Павел III с внуками Алессандро и Оттавио
Папа Римский Павел III с внуками Алессандро и Оттавио