Международный музей газеты в Аахене


Одним из наиболее значимых международных музеев в сфере СМИ по праву считается Музей газеты в городе Аахен (Германия). Музей был открыт в 1931 году, его основная экспозиция представлена богатейшим собранием печатных газет знаменитого коллекционера Оскара фон Форкенбека. Собрание насчитывает 80 тысяч газет со всего света, а общее количество газет в музее оценивается в 200 тысяч экземпляров.    

Особо ценным экспонатом коллекции фон Форкенбека является «Газета для радости и удовольствия», первый выпуск которой состоялся в 1695 году в Гамбурге. Уникальность газеты заключается не только в её раритетности, но и в том, что она стала первым развлекательным изданием в Германии, где ранее издавались только газеты политической направленности. Ценными экспонатами также считаются чудом уцелевшие экземпляры газет, тираж которых изымался из продажи под страхом уголовного преследования. Как правило, в таких газетах были напечатаны статьи, содержащие скрытую критику политического строя.

28 февраля 1886 года в Аахене состоялось открытие первой выставки газет из коллекции Оскара фон Форкенбека. На выставке были представлены номера газет, выпущенных на территории Германии более пятидесяти лет назад, современные издания города Аахен, несколько печатных изданий зарубежной прессы, а также 300 газет, освещавших празднование золотой свадьбы германского императора Вильгельма I и принцессы Августы Саксен-Веймар-Эйзенахской 11 июня 1879 года. (Сочетались браком 11 июня 1829 года.)

С 1889 года Оскар фон Форкенбек начал издавать собственное печатное издание «Газетный музей», которое стало некой аннотацией к плану создания будущего музея. В издании печатались выдержки из раритетных газет, биографии журналистов, активно велась переписка с читателями. Например, фон Форкенбек задавал вопрос: «Что для вас есть газета?» и получал на него великое множество ответов, некоторые из которых публиковал в следующих номерах.

Аахенский музей газеты был открыт уже последователями коллекционера. За годы своего существования музей претерпел множество изменений, последним из которых стало оснащение демонстрационных залов различными интерактивными и мультимедийными системами. В настоящее время музей состоит из пяти залов.

Первый зал посвящён жизни и профессиональной деятельности самых известных газетных репортёров. Здесь можно увидеть черновые наброски статей, фотографии, негативы, а также личные вещи, которыми, однако, репортёры пользовались во время работы – кружки для чая, пепельницы, бильбоке. Бильбоке представляет собой шарик, прикреплённый посредством длинной жёсткой нити к конусообразной чаше. Игра заключается в подбрасывании шарика и умении его поймать так, чтобы он оказался внутри этой чаши. Игра была упомянута в романе Ги де Мопассана «Милый друг»: «В глазах редакции «Французской жизни» уменье играть в бильбоке действительно придавало сотруднику некоторый вес».

Экспозиция второго зала демонстрирует развитие печатной газеты от средневековья, когда ещё применялся станок, изобретённый немцем Иоганном Гуттенбергом, печатающий с помощью подвижных букв, до современных сетевых изданий, читателями которых являются интернет-пользователи.

В третьем зале расположена гигантская интерактивная карта мира. Посетитель может дотронуться до любой её части, и на экране появятся изображения газет, издаваемых на этой территории. Для чтения одной из них, посетитель переходит к следующему экрану, там он выбирает номер газеты, рубрику, статью; также к его услугам онлайн-перевод иностранной периодики. В зале расположено ещё два мультимедийных экрана – на одном демонстрируются успевшие завоевать симпатии читателей сетевые издания, на другом – длительный и интереснейший процесс превращения какой-нибудь новости в газетную публикацию. Например, устный рассказ записывается на диктофон, с диктофона он «перебрасывается» на компьютер, далее следуют редактирование текста, правильная расстановка знаков препинания, возможная цензура. Затем специалисты создают макет текста, готовят его к вёрстке и завершающим этапом является печать тиража.  

Необычный четвёртый зал музея под названием «Ложь и правда» оснащён особой интерактивной системой, имитирующей толпу журналистов с фото – и видеокамерами. Посетитель этого зала в полной мере может ощутить себя «звездой», которую преследуют папарацци. Объективы со вспышкой отслеживают каждое его передвижение, а со всех сторон раздаются характерные щелчки фотозатворов. Побывав в этом зале, многие посетители признаются, что чувствовали себя более чем неловко и даже стали лояльнее относиться к знаменитостям, скверно отзывающимся о папарацци. Но есть и такие, кто испытал истинное наслаждение от роли «звезды».

В пятом зале музея можно ознакомиться с технологией ретуши разных лет. Инструментарий и образцы отретушированных фотографий представлены в экспозиционных витринах, а также в интерактивной форме на экране. Особый интерес вызывают фотографии, «корректированные по политическим соображениям». Так, здесь находится снимок от 5 мая 1920 года, на котором изображены Ленин, Каменев и Троцкий, и снимок - «двойник», выполненный в 30-е годы по поручению Сталина, на котором Ленин изображён без сопровождающих. Ещё один пример: на коллективной фотографии советских военных высшего звена отсутствует Сталин; на снимке – «двойнике» Сталин сидит в первом ряду, в середине, – это комбинированная ретушь.

Примечательно, что экспозиции печатных газет расположены во всех пяти залах, вне зависимости от их тематики. Более половины газет занесены в онлайн-библиотеку музея и доступны для чтения на немецком и нескольких иностранных языках. В настоящее время проводится работа по оцифровке остальных изданий, хранящихся в запасниках уникального Музея газеты в Аахен.

Роман Ивлев