Покажите, на что вы способны.

Из истории танцев


Так сложилось исторически, что люди, приезжавшие в Америку, являлись представителями своей национальной культуры и «захватывали» с собой, в частности, собственные танцы.

Например, английские формы народных танцев были не только самыми влиятельными, но и самыми распространёнными. Этим танцам было свойственно построение партнёров в два ряда лицом к лицу или вращающиеся по кругу пары. Надо отметить, что европейские танцы, как правило, не подвергались значительным изменениям танцевального рисунка. Однако они всё-таки впитали в себя целый ряд новых качеств: стали более быстрыми, более длительными и, следовательно, более сложными в физическом плане. Более того, в старом свете танцующие всегда следовали направлению часовой стрелки. Американские танцы, как правило, продолжались пятнадцать минут и состояли из непрерывных и очень быстрых движений. Это было доступно исключительно сильным людям, ведущим соответствующий образ жизни: необходимый ежедневный физический труд и борьба за выживание. Женщин в таких танцах было немного – они имели крепкое телосложение, были приземисты и физически развиты.

Танцы были демократичны и доступны всем желающим. Регулярно проводились танцевальные соревнования, в которых проигрывал тот, кто первым из танцующих пропускал какое-нибудь движение. Отличительной чертой этих танцев также было то, что все имели равные возможности, так как не было сольных пассажей. Исключением является танец «хау-даун» или «сквэр-данс» в быстром темпе. Не было разделения на низшие и высшие ранги, отсутствовал «первый танцор», как почти во всех народных и придворных танцах Европы. Распорядителем был всегда мужчина, в обязанности которого входило не только объявлять танцы, но и громко, быстро выкрикивать свои команды, свою речь произнося с юмором, дополняя острыми словечками и замечаниями. Обижаться на распорядителя считалось большой глупостью, поэтому всякого рода конфликты моментально гасились окружающими. Имена известных распорядителей знали все увлекающиеся танцами. До наших дней дошёл целый ряд «обращений»: «Кавалеры, старайтесь! Покажите, на что в способны!»; «Дамы впереди, кавалеры за ними с бешеным увлечением»; «Теперь вы сами знаете, что делать, а мне это безразлично».

В 20-ом веке эти танцы можно было встретить в сельских местностях. Появившиеся типично американские танцевальные формы постепенно вытеснили европейские салонные танцы во многих городах.

Как известно, в Америку в 17-18 веках было ввезено более девяти миллионов негров в качестве рабов. Это были выходцы различных стран Африки. Они принадлежали к разным культурам, которые находились на различных уровнях развития.

Негры оказали большое влияние на искусство Соединённых Штатов. Это влияние прослеживается особенно ярко в музыкальной сфере, танцах и пении. Они принесли с собой уникальное чувство ритма и высочайшую технику движений человеческого тела. Негр танцевал босиком, его неистовая одержимость и выносливость не имела ничего общего с европейским стилем танца. У раба не было и не могло быть иных развлечений, поэтому он танцевал, чтобы повеселиться и забыть о действительности. Негр танцевал везде и всегда. Белые наблюдали и часто старались подражать. Спустя десятилетия в американских танцах появился новый род метро-ритма, который стал преобладающим. В национальных песнях и танцах акцент сместился с сильной доли такта, как это характерно для европейской музыки – Раз – два, на слабую долю – раз – Два. Это было и остаётся специфической особенностью африканской музыки, которая стала особенностью и американской. Метрическая равномерность не осталась преобладающей, акцент сдвинулся на слабые доли такта. Это стали называть синкопами, хотя синкопированный ритм был известен музыкантам и ранее, но не был в широком употреблении в Европе. Именно американцы стали отмечать слабую долю в своих танцах прихлопыванием и притопыванием.  

В 1739 году, после жестокого подавления восстания рабов, было запрещено употребление барабана. Национальный инструмент был запрещён даже для танцев. В связи с запретом рабы стали выстукивать ногами барабанные ритмы. Негры ввели в употребление бубны испанских креолов, щёлкали костяшками наподобие кастаньет. Африканский музыкальный инструмент – тыква с натянутыми на ней струнами превратилась в банджо. Одновременно банджо стало не только традиционным музыкальным инструментом рабов, но и местным американским (в других странах мира банджо не существовало).

В первой половине 19-ого века неграми была изобретена новая форма ритмического танца. Особенность её состояла в том, что в танце участвовало не только тело, но и мимика лица и голос. Танцующие кричали, визжали, хохотали, хихикали и даже стонали. Танцуя с большой выразительностью и задором, они получали огромное удовольствие от своих танцев. Конечно, танцы раннего периода были грубоваты, примитивны, в них отсутствовала галантность, свойственная салонным танцам. Эти танцы называли «танцами джунглей», «примитивными», «африканскими», зато они отличались своей выдумкой, ритмом и юмором. Например, ритм движений тела превратили европейский вальс в тесные объятия ту-степа и уан-степа. Повсеместно распространились кэк-уок, «боллинг-де-Джек», блэк-боттом, варсити-драг, линди-хоп, джиттербаг, шэг, «Сузи-Кью», биг-эппл, рок-н-ролл, твист, фруг и ватуси. Народ, обладавший невероятным потенциалом, практически каждое десятилетие изобретал новые танцевальные формы.

Александр Стеффан