Многовековая история обручальных колец


Статус «непременной символики обручения» кольца получили в III в. до н. э. (Древний Рим, Древняя Греция, Древний Египет). Это были гладкие металлические изделия без каких-либо камней или гравировок, причём одинаково простые для всех слоёв населения. Однако некоторые антропологи утверждают, что обручальные кольца существовали уже на ранних ступенях дикости, при зарождении парной семьи; по их мнению, кольца являлись отличительным знаком «занятой особи». Спустя 150-200 лет внешний вид обручального кольца кардинально изменился, его стали украшать бриллиантами и аметистами.

Одной из священных реликвий христианского мира является обручальное кольцо Девы Марии. Долгое время украшенная аметистами драгоценность хранилась в церкви города Чиуси (Тоскана). По мнению историков, на рубеже 15-16 веков кольцо было украдено из церкви и обнаружено вновь лишь спустя более полувека в Кафедральном соборе св. Лаврентия в Перуджа. В настоящее время реликвия входит в экспозицию художественного музея собора.

Наиболее интересными обручальными кольцами средневековья признаются Кладдаг и Аарси. Кладдаг – искусное творение кельтов, относящееся к 17-ому столетию. Кольцо украшено композицией «сердце в ладонях», а также короной, расположенной чуть выше сердца. Иногда Кладдаг украшают двумя сердцами.

Аарси – более древнее кольцо. История его создания тесно переплетена с вековыми традициями индийской свадьбы. Отличительной чертой Аарси является обрамлённое драгоценными (или полудрагоценными) камнями небольшое зеркальце, в отражении которого украдкой невеста может наблюдать за своим избранником.

Стоит также сказать о существовании обручальных колец-перстней с потайным отделением под камнем. Потайное отделение использовалось не только для содержания яда – как это часто описывается в художественной литературе, но и для лечебных капель, например, от мигрени. Кроме того, подобное кольцо-перстень служило и своеобразным медальоном – его обладательница могла хранить в нём крохотную прядь волос жениха (супруга).

Величайшим произведением искусства являются обручальные кольца-перстни с выгравированным вручную портретом жениха или невесты. В начале 20-ого века ручная работа была заменена механизированной, что в значительной степени понизило себестоимость «уникального кольца». Тогда же итальянский ювелирный завод выпустил две штамповочные серии с портретом Джоконды и Джакомо Казановы, однако спрос на данную продукцию оказался невелик, и серии сняли с производства.

Столетия с обручальными кольцами связывалось множество суеверий, некоторые из которых воспринимаются как «недобрый знак» и сегодня (падение кольца, его утрата и т. д.), а также сугубо исторических традиций и обычаев. Например, во Франции в 18 веке широкое распространение получил так называемый «принцип Золушки». Если обручальное кольцо оказывалось невесте мало, жених всерьёз задумывался о правильности выбора своей избранницы.

Любопытный обычай существовал и на юге Италии. Кольцо, с которым кавалер делал предложение своей избраннице, непременно должно было быть выполнено его собственными руками. И часто случалось, что до самой свадьбы невеста мастерового или ремесленника носила филигранной работы элегантное колечко, тогда как невесте знатной особы приходилось довольствоваться «неумело обработанным сгустком метала, к тому же не по размеру и царапающим палец» (именно так в письме к кузине описала своё помолвочное кольцо будущая супруга зажиточного землевладельца.)

Принято считать, что традиция дарить помолвочные кольца зародилась в 1477 году. Тогда герцог Максимилиан Австрийский, решив жениться на дочери французского короля Марии Бургундской, преподнёс ей подарок в виде драгоценного кольца.

Не менее интересна история и «съедобных свадебных колец». Предположительно, идея украшать кольцами свадебные торты принадлежит французским кондитерам (19-ый век). В то же время в Италии традиционную помолвку детей родители скрепляли сладкими вафельными колечками. А многим позже знаменитый американский мультипликатор Уолт Дисней на свадьбу своей крестницы заказал гигантский сахарный торт в виде кольца, что впоследствии стало очень популярным среди почитателей его творчества.

Во второй половине 20-ого века, по данным Международной академии искусств, было изготовлено, по меньшей мере, по одному дубликату на каждое обручальное кольцо, имеющее историческую ценность (из фондов государственных музеев и частных коллекций). Количество лицензионных копий на сегодняшний день специалисты назвать затрудняются.

В настоящее время особый интерес вызывают обручальные кольца, выпускаемые под брендом всемирно известных модельных агентств, в частности «Версаче» и «Кристиан Диор». Стоимость кольца варьируется от полутора до нескольких десятков тысяч евро. Следует отметить, что некоторые из них представлены в экспозиции Национального музея современного искусства в Париже.

Материал подготовлен в рамках празднования

Дня семьи, любви и верности