Общество велосипедистов - туристов.

Становление туризма в России


Ровно 120 лет назад, в 1895 году, в Санкт-Петербурге было создано Общество велосипедистов – туристов, в дальнейшем его переименовали в Русское общество туристов. Основная цель Общества заключалась в организации путешествий по стране и за её пределами. Первым председателем правления Общества велосипедистов – туристов стал член правления Санкт-Петербургского – Московского коммерческого банка дворянин Николай де Шарио.

За несколько недель до официального открытия Общества велосипедистов – туристов его учредителями был разработан и утверждён устав Общества, состоящий из 35 статей. Самой резонансной стала статья, в которой говорилось, кого не следует принимать в Общество, а именно: «состоящие на действительной военной службе нижние чины и юнкера; люди, подвергавшиеся ограничениям прав по суду; административно-ссыльные; состоявшие под надзором полиции; профессиональные велосипедисты; слушатели учебных заведений военного, морского и духовного ведомств». Примечательно, что те, кому посчастливилось быть принятым в Общество велосипедистов – туристов, становились его членами пожизненно. Вступительный взнос взимался в размере двух рублей.

Общество велосипедистов – туристов имело собственный официальный орган печати – ежемесячный журнал «Велосипед». Как и само Общество, журнал был переименован, и вскоре стал выходить под новым названием – «Русский турист». Все члены общества получали его бесплатно.

Очень скоро велосипед перестал восприниматься как пустая забава для богачей. Теперь – это очень удобное и доступное многим средство передвижения. Благодаря велосипеду, стало возможным совершать недлинные и многодневные путешествия по живописным местам России, выезжать на нём за рубеж – и всё это не только для удовольствия, но и с научно-познавательной целью. На велосипеде стали ездить представители правящей династии и сам император Николай.

Редакция журнала «Русский турист» выступила устроителем необычного конкурса на самый интересный кемпинг. Слово «кемпинг» позаимствовано из английского языка, и редакцией оно трактовалось следующим образом: «Кемпинг – это школа жизни, это то, чего лишила нас цивилизация. Свежий воздух, ночёвки на сене, в палатке или даже под открытым небом, отсутствие пыли и шума – плодов цивилизации, и много солнца, много простора».

Возросший интерес к велосипеду побудил Общество велосипедистов – туристов к составлению новых шоссейных карт, изданию сборников и дорожников, которые способствовали бы выбору маршрута, указывали на особо трудные места для проезда и содержали много другой информации необходимой в пути. Кроме того, Общество велосипедистов – туристов заключило договоры с владельцами гостиниц в разных городах страны на предоставление льготных условий членам Общества.

В 1899 году на Международном конгрессе туризма в Люксембурге Общество велосипедистов – туристов вступила в Международную Лигу туристических обществ. А в 1900 году на Международной спортивной выставке в Мюнхене Общество было награждено золотой медалью «за большие заслуги в развитии туризма». Своего пика туризм, и в частности велотуризм, достиг в 1905-1907гг. В этот период путешественники из России были самыми частыми гостями на всех континентах планеты.

В 1910 году особым отделом Департамента полиции было заведено дело о деятельности Российского общества туристов. Причиной тому послужили доносы на организаторов научных и оздоровительных экскурсий, в ходе которых они якобы пропагандируют запрещённые идеи социализма. С этого времени Министерство внутренних дел ввело новый, усложнённый процесс оформления выезда из страны.

Тем не менее, люди находили способы продолжать путешествовать, не смотря на преграды, и 23 августа 1913 года произошло событие, которым гордились не только представители Российского общества туристов, но и жители всей Российской империи. В этот день завершилось первое в истории кругосветное путешествие на велосипеде. Путешествие длилось два года восемнадцать дней. Его героем стал 25-летний   русский спортсмен Онисим Панкратов. «Заморские завистники», как их окрестили в России, на страницах своих изданий всячески старались умалить спортивное достижение Панкратова, ссылаясь на его частые остановки с целью заработать денег для продолжения путешествия, а также вынужденное передвижение на пароходе с континента на континент. Но были и люди, по достоинству оценившие велосипедиста – из разных уголков земли Онисиму Панкратову слали письма, в которых выражали своё восхищение спортсмену; восторгались его силой мужеством и отвагой.

Влад Кузнецов