История спортивного костюма


С начала ХХ века спорт приобретает большую популярность. Начинают издаваться спортивные газеты и журналы, в которых широко освещается спортивная хроника, устраиваются многочисленные состязания. Однако специальной одежды для спорта, которая функционально и эстетически способствовала бы данному занятию практически не было. Костюмы спортсменов составлялись из повседневного гардероба. Подобные костюмы, как правило, были плохо пригодны для занятий, они не только сковывали движения спортсмена, часто они создавали комичный образ, делали человека смешным и неуклюжим.

Это приводило в восторг противников физической культуры, которые с удовольствием делали многочисленные фотографии, карикатурные зарисовки, писали смешные стишки, пели издевательские куплеты и публиковали разгромные статьи и очерки в «свои» солидные периодические издания.

Конечно, было жарко и неудобно тренироваться: делать физические упражнения, совершенствовать точные движения, подпрыгивать, подавая мяч или принимая подачу, например, на теннисном корте в платье «макси». Мешали и раздражали узкие длинные рукава с манжетами, шуршали и струились складками ткани широченных юбок, при каждом резком движении сложные и высокие причёски грозили деформироваться, «съехать набок» или просто «обвалиться» вместе с многочисленными шпильками, булавками, заколками, накладками, прокладками и подвесками из волос, которые часто использовались для объёмных «шедевров на выход».

И всё-таки дамы продолжали играть в теннис с увлечением. Отбрасывая мяч, держа ракетку в правой руке, одна дама ухитрялась левой придерживать широкополую шляпу, украшенную лентами и букетом. Другая во время игры старалась не пропустить подачу, левой рукой придерживая подол слишком длинного платья, чтобы на него не наступить. У играющих подпрыгивали драгоценные колье, буквально слепили глаза браслеты, перстни безжалостно впивались в пальчики, крепко вцепившиеся в теннисную ракетку. А блестящие пуговицы не хуже зеркальца под лучами палящего солнца пускали на зрителей «солнечные зайчики».

Теннис всегда считался игрой привилегированных слоёв общества, поэтому и в начале прошлого века он достойно нёс в себе черты аристократизма. К тому же теннис – это своего рода спектакль, разыгрываемый в непосредственной близости от зрителей. Например, в обществе привыкли наблюдать свидание молодых людей на корте: молодой человек показывал свою выносливость и ловкость, девица принимала приличные, но соблазнительные позы, грациозно передвигаясь по корту, заразительно смеялась или мило улыбалась, кокетничала с партнёром и зрителями, получала многочисленные комплименты с обеих сторон и, наконец, демонстрировала свой социальный статус нарядом и драгоценностями.

Никто не стремился по-настоящему выиграть или показать свои спортивные достижения – всё сводилось к безобидному времяпрепровождения, достаточно было побыть какое-то время на теннисном корте в центре внимания; и, прежде всего, от этого получить удовольствие. Если в теннис играли две дамы – соперницы (не важно, в какой области) неизменно собиралось огромное количество сочувствующих и сверхвозбуждённых зрителей. Интересен факт, что в спортивных репортажах начала прошлого века, как правило, кратко сообщалось о результатах состязаний и очень подробно описывались костюмы и драгоценности не только спортсменов, но и разных знаменитостей – зрителей. Жестокому осуждению подвергались дамы из благородных семейств, если во время игры они позволяли себе вскрикивать, визжать и просто орать, как простолюдинки на базаре.

Изрядно доставалось и велосипедисткам. В коротких, но сильно насборенных «брюках – фонарях», в широком корсете, блузке с длинными рукавами и очень узкой проймой, наглухо застёгнутом воротничке было не только неудобно, но и небезопасно. К тому же на голове, как правило, красовалась модная шляпка с вуалью, украшенная ажуром или пикантными «мушками». Велосипедистка даже не стремилась принять позу, соответствующую данному виду спорта. Наоборот, она держала спину как можно прямее, словно гарцевала на лошади, а голову величественно откидывала назад.

 Не только женщины, но и усатые борцы на старинных фотографиях выглядят забавно: огромный мужчина гордо демонстрирует свои мускулы, на радость газетчикам, стоя в «исподнем» (нижнем белом трико).

Поистине революционным в истории моды спортивного костюма явилось изобретение трикотажа – растягивающегося материала, способного повторять изгибы тела. Это событие было просто спасением для любителей спорта. Бытовало мнение, что именно появление трикотажных изделий напрямую связано с резким повышением интереса к спорту в европейских странах. Наметилась очевидная закономерность: тот, кто не мог носить трикотажную одежду и демонстрировать достоинства своей фигуры, как правило, не увлекался физической культурой. Таким образом, произошёл естественный отбор, разделивший общество на два непримиримых лагеря: пропагандистов и противников спорта.

Англия оказалась самой прогрессивной страной в вопросах формирования одежды, которая стала прототипом спортивной. «Деловые» англичане всегда предпочитали одежду из добротной ткани, классического покроя и отлично сидящей на владельце.

На протяжении веков в Англии, как известно, наблюдается повальное увлечение садоводством, поэтому именно здесь можно было встретить удобную и одновременно красивую одежду для хозяйственных работ. Поэтому именно в Англии появляются костюмы для верховой езды, и более свободный, по сравнению с фраком, пиджак, и один из его видов – «норфольк», с широкими плечами, полуприлегающий, с втачным поясом сзади (повседневная одежда английского земледельца), вошедший в европейскую моду как одежда спортивного стиля. Брюки – гольф, кепи, жилеты, цветные рубашки – вот те части тогдашней спортивной мужской одежды, изменившие и стиль повседневного костюма. Женская одежда мало поддавалась реформам – единственная уступка, сделанная спорту, были брюки тира шаровар, надеваемые под укороченную юбку. Но это сочетание было столь громоздко, что широко в быт не вошло.

Если бы в 720 году до н.э. на общегреческих состязаниях атлетов в Олимпии один из юношей во время бега не потерял свою набедренную повязку, но при этом всё-таки одержал победу, атлеты в Древней Греции не стали бы выступать обнажёнными… И, конечно, за столько веков была бы разработана спортивная одежда для каждого из его видов.

В начале XIXвека немецкий философ Гельдерлин писал: «Мы, заключённые в громадные каменные дома, запрятанные в суконные фраки и того накрахмаленные манишки, суетливо проводящие трудовой день в конторах, мы – иные, нежели наши счастливые предки… Красота покинула жизнь людей. То, что прежде было природой, стало теперь идеалом…»

В 1896 году были возрождены олимпийские игры, впервые народы стали общаться не только в области экономики и политики, но и в области спорта. В жизни общества особое место начинает занимать гигиена, физкультура, что в свою очередь вызывает потребность в новой одежде. Первые занятия спортом были разрознены и индивидуальны. Во второй половине XIX века более всего известны жокей-клубы и яхт-клубы. Постепенно в общественное бытие входят отдельные виды спорта, скорее носящие характер игры, - катание на велосипедах, теннис, различные игры с мячом, и, конечно, верховая езда. Получают распространение соревнования боксёров. Босиком стали заниматься и женщины, нанося друг другу удары, надев перчатки, боксировали в широких брюках и высоких причёсках.

ХХ век – век скоростей, технических и научных открытий. Во многих сферах жизни и искусства идут поиски новых форм и стилей. Историки тех лет отмечали: «Буржуазный мир молодится, чтобы уверовать в своё здоровье. Недаром увлечение спортом достигло невиданных раньше размеров. Эта ставка на омоложение, это форсированное подчёркивание юности во что бы то ни стало, сказывается на костюме и на всём облике буржуазной женщины. В моде тех лет – отражение «эмансипированной» психики современной представительницы прекрасного пола: короткие волосы, плоские груди, втянутый живот». Это время стали называть «временем молодой девушки»: вся мода только для неё. Короткая юбка, отсутствие сложной причёски, крошечная шляпка…

Французский историк Бизе пишет: «Старость постепенно начинала быть менее заметна. Новая мода даёт каждой женщине право выглядеть молодой. Открытые ноги стареют медленнее, чем лицо, а короткие волосы прекрасно уменьшают возраст. Таким образом, благодаря новому туалету завершился курс омоложения».

Это было уникальное время: женщина в 1910 году, когда ей было, например, 20 лет, была затянута в жёсткий корсет, в длинное тяжёлое закрытое платье. А в 1922 году, когда ей тридцать лет, она носит короткое платье простого фасона, загорает на пляже в открытом купальнике. Вскоре после Первой Мировой войны женщины во многих странах получили избирательное право, стали учиться на профессиональных курсах и в высших учебных заведениях. В этих условиях вопрос спортивной и повседневной одежды становится весьма значимым.

Модельер Габриэль Шанель первая укоротила юбки и предложила маленькое чёрное платье. Именно она «чёткие» и короткие платья для тенниса предложила для повседневной жизни. В женской одежде появились двубортные костюмы, отложные воротники, галстуки, кожаные пояса, брюки – возник стиль «ля гарсон».

В Париже открылся музей Гальера, музей моды, в котором хранятся все самые интересные работы выдающихся французских художников – модельеров. Например, «авангардистка» тридцатых годов Эльза Скиапарелли, предложила коллекцию с доминирующим розовым цветом – «розовым шоком».

Спортивные и пляжные комплекты довоенной поры кажутся сегодня трогательно-наивными, но именно они послужили основой сегодняшнего спортивного стиля в одежде.

Людмила Кузнецова

На фото представлена работа Генри Коти "Теннисисты"