Один из самых лучших. Графист Чернихов Я.Г.


Черников Яков Георгиевич родился в городе Павлограде Днепропетровской области 17 декабря 1889 года в семье рабочего Донецкого стекольного завода.

В 1898 году Яков поступил в городское училище, которое окончил в 1904 году. После училища юноша работал грузчиком в порту Одессы. Затем он поступил работать в фотостудию учеником. Именно в эти годы у него появились необычайные способности в области графики и живописи. Блестяще сдав вступительные экзамены в Одесское художественное училище, в 1907 году Чернихов становится студентом. В Одесском художественном училище он был признан педагогами как один из лучших его воспитанников и после его окончания в 1914 году по I разряду получил рекомендацию в Академию художеств.

Успешно сдав экзамены, Чернихов поступает на архитектурный факультет Академии художеств. Одновременно в 1914 году он становится слушателем Высших педагогических курсов в Петербурге. В 1916 году Чернихов был призван в армию, при этом ему было разрешено продолжить обучение одновременно в двух учебных заведениях. Таким образом, в 1917 году он окончил Высшие педагогические курсы.  

Находясь на военной службе в Красной Армии, он выполнял ответственную педагогическую деятельность среди солдат. А с 1923 года Чернихов был направлен руководителем курсами переподготовки преподавателей рисунка в Ленинграде, где проработал в течение трёх лет.

В 1926 году после демобилизации Чернихов зачисляется преподавателем Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта и посвящает себя целиком педагогической деятельности и творческой работе в области архитектуры и графики. Им были разработаны уникальные методики в области графических дисциплин.

В 1933 году Чернихову в институте поручено возглавлять сразу три кафедры: архитектуры, начертательной геометрии и рисунка. Спустя год ему присваивается звание профессора, а в 1935 году присуждается степень кандидата архитектурных наук. В 1937 году Чернихов переезжает в Москву и становится руководителем кафедры начертательной геометрии в Инженерно-экономическом институте. В 60-летнем возрасте он стал одновременно возглавлять и кафедру во Всесоюзном заочном институте промышленности строительных материалов.

Здоровье Чернихова подорвано многолетним непосильным трудом (16-18-часовой ежедневный педагогический и творческий труд). В связи с болезнью он вынужден был уйти из Инженерно-экономического института, но до конца жизни продолжал возглавлять кафедру начертательной геометрии и графики в заочном институте.

Я.Г.Чернихов был выдающимся учёным и педагогом. Ему принадлежит более пятидесяти научных трудов в области графики, архитектуры, изобразительного искусства и методики их преподавания: «Искусство начертания», «Орнамент», «Архитектурные фантазии», «Курс геометрического черчения» и многие другие.

Чернихов разработал ряд методик по преподаванию таких дисциплин, как: архитектурное проектирование, архитектурная графика, техническое и художественное рисование, начертательная геометрия, строительное и машиностроительное черчение.

Чернихов подготовил к изданию материалы, посвящённые эстетики в архитектуре, много создано архитектурных проектов, большинство из которых было успешно использовано в строительстве. В области архитектурной и изобразительной графики он был выдающимся художником ХХ века. Являясь тонким колористом, мастерски владел всеми видами техники в графике. Им были созданы крупные полотна архитектурных композиций, выполненных маслом, огромные планшеты, сделанные пером или отмывкой, оригинально выполненные офорты и акварельные миниатюры. На протяжении всей своей жизни Яков Чернихов отличался необыкновенным трудолюбием, он был художником с большой буквы.

Вряд ли кто из графиков современности может сравняться с Я.Г.Черниховым по объёму своих работ, масштабам, разнообразию графических приёмов и тончайшей технике исполнения. Начиная с 1924 года работы художника экспонировались на персональных творческих выставках. Особо следует отметить выставки в 1927 году в Академии художеств и в 1933 году в бывшем Аничковом дворце, где было выставлено более двух тысяч работ художника!

В 1945 году Чернихов начал писать работу «Архитектурные шрифты» в качестве пособия для архитекторов с целью помочь им в создании надписей на архитектурных сооружениях. Работа оказалась настолько увлекательной, что художником был собран богатейший материал по русской письменности и графике шрифтов, которые он классифицировал в течение нескольких лет. Им была разработана теория шрифта и система модульной метрики букв.

Последней крупной работой Чернихова в области архитектурной графики была внушительная композиция «Пантеоны Великой Отечественной войны», посвящённая величию подвигов и героизму советского народа.

В День Победы, 9 мая 1951 года, после тяжёлой болезни, на шестьдесят втором году жизни, Яков Георгиевич Чернихов скончался.

Талантливый художник, архитектор, графист, выдающийся педагог оставил огромное наследство, созданное им за долгие годы энергичной, плодотворной творческой деятельности. Многие подлинники этих работ хранятся в Центральном государственном архиве Москвы.

Во всех странах мира процветает издательское дело, полиграфическое производство, архитектура и графика. Естественно, что типографские шрифты, предназначенные для использования их в печати, представляют собой основную группу шрифтов, которые в наибольшей степени должны удовлетворять комплексным нормативам функционального, эстетического и технологического порядка. Одним из средств улучшения оформления книг, журналов и газет является расширение ассортимента шрифтов.

Например, особое место занимают монументальные надписи в архитектуре, где они должны органически сливаться с общим оформлением здания, комплекса, памятника.

В рекламе надпись часто является главным элементом всей композиции, отвечая особым «плакатным» требованиям. Художественные надписи широко используются и в машиностроении: марки производителя часто выполняются в рельефном литье, эмали, штамповки. Трудно переоценить работу художников-шрифтовиков, оформляющих упаковки и этикетки промышленных товаров массового потребления и продукции пищевой промышленности.

Как известно, алфавит, буквы которого имеют общую закономерность своих начертаний, называется шрифтом. В глубокой древности человек стремился фиксировать проявления окружавшей его действительности и своё отношение к ней.

У ряда народа на ранней ступени их развития получило распространение образно картинное или так называемое – пиктографическое письмо. Определённые события изображались в виде рисунка, примитивного и условного. В частности, как утверждают учёные, картинное письмо употреблялось у североамериканских индейцев чуть ли не до 19-ого века.

Для ускорения процесса письма столетиями вырабатывались упрощённые изображения того или иного предмета. Появились знаки – символы, соответствующие отвлечённым понятиям. Такой вид письма называется образно-символическим или идеографическим. В четвёртом тысячелетии до нашей эры древний народ шумеры создали клинопись. Позднее клинопись стала применяться в Ассиро-Вавилонии, Армении и у других народов.

В третьем тысячелетии до нашей эры к образно-символическому письму также относятся китайские иероглифы. Впоследствии иероглифы, выполнявшиеся, как правило, с помощью кисточки тушью на бумаге, полностью утратив сходство с изображением предмета, сохранились до настоящего времени в Китае, Японии и Корее.

В Древнем Египте упрощённой формой египетских иероглифов явилось демотическое письмо – гражданская скоропись. Всего у египтян насчитывалось до двадцати пяти букв, однако полный переход на фонетическое письмо ими осуществлён не был.

Создателями наиболее древнего алфавита являются гиксосы – полукочевой прасемитический народ. Завоевав Египет, они господствовали там несколько столетий. Гиксосы восприняли высокую египетскую культуру и на базе египетских иероглифов, в высшей степени уже для этого подготовленных, создали свою письменность, основой которой явился алфавит.

Финикияни значительно улучшили древнесемитическую письменность, сделав её исключительно фонетической, однако в их алфавите отсутствовали гласные звуки.

Греки познакомились с семитической письменностью и впоследствии создали свой алфавит на основе фининкийского, ввели обозначения гласных звуков.

Греческие колонии в Италии перенесли туда свою письменность, на основе которой были созданы различные варианты латинского алфавита. После объединения Италии Римом в первом веке до нашей эры был введён единый латинский алфавит, сохранившийся без особых изменений до нашего времени. Именно латинский алфавит стал распространяться в Западной Европе и вскоре стал там основным алфавитом.

Как и известно, книгопечатание существовало в Китае с VI века. Однако оно производилось с досок, на которых вырезали тексты. А в IX веке появилось книгопечатание подвижными литерами из обожжённой глины, изобретателем этого способы был кузнец Пи-шень.

Для развития шрифтов огромное значение имеет появление в первой половине XV века книгопечатания с применением подвижных литеров, которые отливались в матрицах из легкоплавких сплавов (метод Иоганна Гуттенберга).

 До наших дней дошло несколько классических вариантов шрифтов латинского алфавита. Это латинский алфавит по материалам колонны Траяна в Риме. Колонна Траяна была построена в 107-113 годах архитектором Аполлодором из Дамаска в центре Форума Траяна. На цоколе колонны сохранилась надпись, которая является непревзойдённой по гармоничности своих форм образцом классического шрифта. Следует заметить, что даже авторы целого ряда публикаций и книг, имея в виду эту надпись, ошибочно ссылаются на арку Траяна в Риме, которая была разрушена ещё в начале IV века при первом римском императоре, принявшем христианство – Константине. Из трёх арок Траяна до нашего времени сохранились лишь две – в Анконе и Петсуме. Именно вышеупомянутый шрифт – лучший на памятниках латинской письменности. Им пользовались как образцом великие мастера эпохи Возрождения при создании собственных шрифтов. Поэтому этот классический латинский шрифт был точно воспроизведён Э.Джонсоном в 1936 году и получил название «Латинский алфавит по материалам колонны Траяна в Риме (метод Эрнста Джонсона).

Известно, что Леонардо да Винчи писал левой рукой справа налево. При этом буквы латинского алфавита изображались им зеркально. Ввиду этого все, кому довелось читать рукописи Леонардо да Винчи, для облегчения своей работы обычно пользовались зеркалом. Великий художник и учёный Леонардо да Винчи серьёзно занимался вопросами геометрического построения шрифта. Его ученик и последователь Лука Пачиоли, известный итальянский художник и архитектор, в начале XVIвека создал свой шрифт на основе пропорций золотого сечения, названный им «Divina proportine», что значит «Божественная пропорция». В своём трактате Лука Пачиоли даёт точное построение букв на основе квадрата и вписанной в него окружности.

Красивый, тонко проработанный шрифт выразительных форм создал известный художник и учёный Леон-Баттист Альберти (1404-1472) на основе классического латинского шрифта, значительно увеличив ширину букв.

Много сделал в области шрифта современник Леонардо да Винчи – великий немецкий художник Альбрехт Дюрер. Им был написан трактат, в котором подробно излагался его метод построения шрифта и способы выполнения подписей.

Во Франции над шрифтом работал один из мастеров эпохи Возрождения – великолепный французский график Жофруа Тори (1480-1533), который построил свой шрифт на точной геометрической основе.

В 1692 году уникальным художником Жожоном был написан специальный научный труд о построении шрифтов по заказу Академии наук Парижа.

Впоследствии прославились своими шрифтами Дидо и Гарамон во Франции, Ван Дейк в Голландии, Бодони в Италии и Баскервиль в Англии.

Огромное влияние в области шрифтов оказало творчество известного итальянского архитектора и талантливого гравёра Джованни Баттиста Пиранези (1720-1778), создавшего большое количество шрифтов новых рисунков.

Пиранези выпустил специальный труд «Капитолийские камни, или Записи о почётных консулах Рима». В нём он педантично и точно воспроизвёл гравированные копии сотен монументальных записей на мраморных досках – своеобразных каменных документах, найденных в Риме.

Ряд интересных фактов из истории славянской письменности и шрифтов будут опубликованы во второй части статьи.

Александр Стеффан