Самая близкая к Солнцу планета

Более десяти тысяч лет назад халдеями были замечены на небосклоне две крохотные яркие звезды. Одна из них появлялась вслед за Солнцем после заката, другая – предвещала восход. В Древнем Египте эти звёзды нарекли спутниками Солнца и поэтому дали им имена приближённых бога Солнца Ра – Сет и Хорус. Со временем удалось установить, что представляющееся двумя звёздами на самом деле являлось единым целым, а именно подвижной планетой. Древние греки назвали её Гармаоном, в честь быстроногого бога Гермеса - глашатая богов, а древние римляне – Меркурием, в честь посланца богов. Крылатый шлем бога Меркурия и по сей день является астрономическим символом планеты.

Итальянский астроном Джованни Скиапарелли наблюдал за Меркурием в течение восьми лет. И в 1889 году на ежегодном заседании Римской академии наук выступил с докладом о проделанной работе. Одним из наиболее важных моментов стало обнаружение своеобразных пятен на поверхности Меркурия. Астроном представил вниманию собравшихся составленную им карту этих пятен. Многим позже труды Скиапарелли явились мощным толчком к принципиально новым исследованиям планеты – другой астроном, француз Эжен Антониади усовершенствовал карту Меркурия, дополнив её пятнами, увиденными им благодаря техническим средствам научного прогресса. Каждой составляющей рисунка Антониади дал имя; при этом имена астроном выбирал из древнегреческих мифов о боге Гермесе, тем самым, отдавая дань первопроходцам в изучении планеты. Именно поэтому географию Меркурия длительное время называли гермесографией.

Настоящий прорыв в исследовании Меркурия начался с середины 60-х годов ХХ века. С этого момента и до сегодняшнего дня учёным удалось установить целый ряд особенностей Меркурия и составить достаточно ясную картину об этой планете.

Поистине знаменательным событием стал уникальный полёт космического корабля «Маринер-10» в 1974-1975 гг. Кораблю трижды удалось приблизиться к Меркурию; сфотографировать примерно 45% поверхности планеты и отправить на Землю более четырёх тысяч снимков; измерить температуру Меркурия; просканировать меркурианское магнитное поле; собрать сведения о газовом окружении планеты. На основании полученных данных учёные провели исследования, в ходе которых вычислили числовые значения массы и радиуса Меркурия. Выяснилось, что Меркурий является самой близкой к Солнцу планетой, самой маленькой и быстрой в Солнечной системе. Температура на планете варьируется от – 183 до + 427 градусов по Цельсию. При этом, на Меркурии имеются участки, которых Солнце не достигает никогда. Меркурий является наиболее ярким космическим телом, а на его меридианах можно наблюдать три захода и три восхода Солнца за одни солнечные сутки.

Меркурий богат кратерами. Согласно решению Международного астрономического союза, кратеры на Меркурии называют в честь величайших деятелей культуры. Единственный кратер, названный не в честь деятеля культуры, носит имя известного астронома Джерарда Койпера.

Самый большой кратер Меркурия – Рембрандт, его диаметр составляет 716 километров. По результатам последних исследований можно сделать выводы, что кратер был образован вследствие удара метеорита около 3,9 миллиарда лет назад. Обнаружили его в октябре 2008 года благодаря межпланетной станции «Мессенджер». В настоящее время в распоряжении учёных имеются фотографические снимки лишь 45% поверхности Меркурия, поэтому велика вероятность того, что на планете есть кратеры, превышающие по диаметру кратер Рембрандт.

Как известно, яркость лучей, исходящих из кратеров Меркурия, усиливается к полнолунию. И астрономы-романтики выдумали себе самое романтичное место в Солнечной системе – это кратер Бетховен. Астрономы провели аналогию между лучезарным кратером и знаменитой «Лунной сонатой» великого композитора Людвига ван Бетховена.

Удивительное явление, получившее название «эффект Иисуса Навина», можно наблюдать с планеты Меркурий. По легенде, «Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь Бог Амморея в руки Израилю, и сказал пред израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим». Столетиями вызывал сомнение тот факт, что Солнце может остановиться. Однако, когда Меркурий находится на орбите вблизи перигелия на протяжении восьми суток, скорость его вращательного движения становится меньше скорости орбитального движения. И, если в это время смотреть на Солнце со стороны Меркурия, видно, как Солнце останавливается, а затем начинает двигаться в обратном направлении.

С планетой Меркурий связаны и другие уникальные астрономические явления. Так, каждое столетие планета проходит через Солнце тринадцать раз, а один раз в несколько столетий Венера перекрывает Меркурий.

На протяжении последнего десятилетия сведения о Меркурии поступают на Землю благодаря зонду «Мессенджер», запущенному 3 августа 2004 года с Мыса Канаверал. В настоящее время внимание учёных приковано к стремительному сокращению коры Меркурия, причиной которого стал охлаждающий эффект.

Антон Денисов